Коллективные модели ядра: бозоны и симметрии (или 52 года в ЛТФ)

Организация, 15 января 2017

11 января 2017 г. исполнилось 75 лет главному научному сотруднику Лаборатории теоретической физики имени Н.Н. Боголюбова, председателю Научно-технического совета ОИЯИ Ростиславу Владимировичу Джолосу.

Дирекция ОИЯИ, друзья и коллеги поздравляют Ростислава Владимировича с юбилеем, желают ему доброго здоровья, счастья и благополучия, новых научных успехов.

Физик-теоретик по призванию — Ростиславу Джолосу 75 лет, http://science-tv.jinr.ru/

Когда доктор физико-математических наук, профессор Ростислав Владимирович Джолос отмечал свой 75-летний юбилей, выступая перед коллегами в Лаборатории теоретический физики ОИЯИ с докладом «Коллективные модели ядра: бозоны и симметрии», исполнилось 52 года и одна неделя его научной работы в Объединенном институте ядерных исследований. Но, по сути, отсчет надо вести еще раньше, ведь начал он свой путь в Дубне, будучи студентом-дипломником Ленинградского университета. И тогда, в 60-х годах прошлого века, и сегодня теоретик убежден в правильности своего выбора.

Ростислав Джолос, главный научный сотрудник Лаборатории теоретической физики ОИЯИ: «Да, это мое! У меня нет сомнений. Очень хотелось — пошел изучать физику на физико-математический факультет, а там почувствовал, что мне очень интересна теория. Но сначала надо было с чем-то столкнуться, например, прочитать хорошую книгу. Я прочитал популярную книжку Эйнштейна по теории относительности и тогда понял, что без этого я уже не могу — мне надо обязательно этим заниматься».

Специалист в области теоретической ядерной физики, Ростислав Джолос — автор более 250 научных работ, лауреат исследовательской премии А. фон Гумбольдта (Германия). Его научные результаты неоднократно отмечались премиями ОИЯИ, а работы легли в основу широко известной в ядерной физике Модели взаимодействующих бозонов, заложив основу для создания новых алгебраических моделей в теории ядра.

Виктор Воронов, директор Лаборатории теоретической физики ОИЯИ: «Как ученый, он имеет мировое имя. Он прославился своими замечательными работами. В начале 70-х годов самая главная работа сделана – он впервые ввел SU(6)-симметрию в ядерную физику, построил модель коллективных квадрупольных бозонов, которая получила всемирную известность как модель взаимодействующих бозонов. В последние годы его деятельность связана с реакциями тяжелых ионов и со структурой сверхтяжелых элементов. Недавно совсем они начали новый цикл. Мы практически мало что знаем, как устроены сверхтяжелые элементы, которые будут открыты, поэтому тут очень богатое поле деятельности для теоретиков, для кооперации с экспериментаторами».

Синтез и изучение свойств сверхтяжелых элементов – это тематика Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ, и здесь как раз точки пересечения теоретика Джолоса и экспериментаторов.

Ростислав Джолос, главный научный сотрудник Лаборатории теоретической физики ОИЯИ: «Я долго здесь работаю, поэтому в тот период начальный, когда была в ЛЯПе радиохимическая лаборатории – это было там. Сейчас начинает к этому приближаться ЛЯР. Это структура сверхтяжелых ядер. Никто практически ничего не знает — нет, скажем, ни одного ядра, где бы энергия нижайшего «два плюс»-состояния была известна. Это очень важно. Поэтому сейчас это будет там. Мы начали там работать».

Скоро в распоряжении ученых появится фабрика сверхтяжелых элементов, Новая установка ДЦ-280 позволит синтезировать 119-й, 120-й элементы.

Ростислав Джолос, главный научный сотрудник Лаборатории теоретической физики ОИЯИ: «Мы что-то можем о них говорить, но это надо проверять — эксперимента пока нет, это скорее ориентир. Меня спрашивали, а какая энергия «двойки плюс» может быть у 114-го элемента? Я сказал: где-то от 90 до 130 КэВ. Они сказали: хорошо, значит, не 300, это уже что-то означает».

Ростиславом Джолосом разработан кластерный подход к описанию структуры тяжелых ядер и объяснены свойства супердеформированных состояний ядер; исследованы фазовые переходы между состояниями ядер, характеризуемые разной формой; исследованы проявления суперсимметрии в структуре слабовозбужденных состояний атомных ядер. Имеется еще целый ряд научных результатов.

Ростислав Джолос, главный научный сотрудник Лаборатории теоретической физики ОИЯИ: «Почти все 52 года моей работы в этой Лаборатории я занимался структурой ядра, коллективными возбуждениями в ядрах. Это энергии возбуждения до 1 МэВ примерно. Это довольно непростая тематика, потому что эти ядра могут иметь разную форму. Они меняются сферически, деформированные, это фазовые переходы, но фазовые переходы в системах с конечным числом частиц. Я занимался еще реакциями с тяжелыми ионами – столкновения ядер массивных, когда они образуют что-то вроде такой молекулы, идет передача нуклонов из одного ядра в другое, идет передача энергии возбуждения, устанавливается какой-то средний заряд».

Ростислав Владимирович — член редколлегии журналов «Ядерная физика» и «ЭЧАЯ», член двух диссертационных Советов, председатель Научно-технического совета ОИЯИ. Профессор Джолос ведет преподавательскую работу в Государственном университете «Дубна», где читает лекции по теории ядра, выступает как лектор на международных школах по ядерной физике. Среди его учеников семь кандидатов и три доктора физико-математических наук.

Виктор Воронов, директор Лаборатории теоретической физики: «Самая главная его черта – он сохранил до сих пор любознательность, а это позволяет ученому заниматься последними направлениями. Ему интересно заниматься наукой – это видно».

Ростислав Джолос, главный научный сотрудник Лаборатории теоретической физики ОИЯИ: «Любую вещь можно много изучать, до бесконечности. Но изучать надо, пока есть надежда наткнуться на эффект, пока есть возможность яркие эффекты найти».

Научно-информационный отдел ОИЯИ, 2017