На заседании НТС ОИЯИ

Организация, 23 июня 2017

О подготовке специалистов для Института

Эта тема не раз поднималась на заседаниях НТС. Так или иначе к ней всегда обращались и в связи с перспективным научным планированием, с развитием международного научного сотрудничества, и в связи с решением кадровых вопросов, совершенствованием инфраструктуры и так далее. На очередном заседании НТС ОИЯИ, проходившем 16 июня 2017 г. под председательством Р. В. Джолоса, вся повестка целиком была посвящена программам подготовки кадров для ОИЯИ в университете «Дубна» и в Учебно-научном центре ОИЯИ. На важности этой темы сосредоточил внимание и традиционно выступивший с информацией дирекции академик В. А. Матвеев.

Д. В. Фурсаев: С учетом новых крупных проектов ОИЯИ

О подготовке в университете «Дубна» кадров для ОИЯИ рассказал ректор университета Д. В. Фурсаев. Он привел цифры и факты, характеризующие сегодняшний статус университета: два последних года – в топ-100 лучших вузов России, в десятке лидеров в рейтинге востребованности вузов, 62 стипендиата правительства РФ, 40 студентов получают стипендии Президента РФ, – и многие другие показатели, подтверждающие уверенное развитие дубненского университета как классического вуза по высшему образованию.

Во взаимоотношениях ОИЯИ и университета прослеживается такая последовательность: Институт имеет в университете семь базовых кафедр; 237 выпускников университета трудоустроились в ОИЯИ (76 процентов работают в лабораториях, 24 процента – вспомогательный персонал). В университете преподают более 120 научных сотрудников ОИЯИ. По мнению ректора университета, целью совместного заседания НТС ОИЯИ, представителей университета и УНЦ ОИЯИ может быть синхронизация развития образовательных программ университета (и открытие новых) с планами развития ОИЯИ с учетом разработки новых крупных проектов. При этом важнейшей задачей должно стать совместное создание целостной программы подготовки инженерно-технических кадров (в перспективе отдельного факультета).

А. С. Деникин: Назревает необходимость в создании инженерно-физического факультета.

С программой подготовки кадров в университете «Дубна» в интересах ОИЯИ на период 2017 – 2024 гг. участников совместного заседания НТС познакомил проректор университета «Дубна» А. С. Деникин. По его мнению, программа должна быть сориентирована на формирование стратегии развития инженерно-физического обучения в университете «Дубна» с учетом интересов и задач ОИЯИ, координацию работы университета «Дубна» по подготовке кадров в интересах ОИЯИ с графиками и параметрами реализации научно-исследовательских проектов Семилетней программы развития Института, определение взаимных обязательств Института и университета по выполнению этой программы.

Фото: www.uni-dubna.ru

В рамках совместной программы намечаются следующие задачи:

  • создание необходимых условий работы базовых кафедр ОИЯИ в университете «Дубна», включая развитие учебно-лабораторной инфраструктуры;
  • организация приема на бюджетные места в университет «Дубна» по направлениям обучения, востребованным в ОИЯИ;
  • открытие (лицензирование) новых и/или изменения имеющихся направлений обучения в университете «Дубна» по заявкам лабораторий ОИЯИ;
  • согласование (рецензирование) содержания учебных планов и программ дисциплин, практик, содержания выпускных работ с базовыми лабораториями;
  • организация совместной работы со школами;
  • развитие новых форм и технологий обучения для привлечения в Дубну студентов старших курсов ведущих вузов РФ и зарубежья, включая технологии открытого образования.

Следующую часть своего доклада А. С. Деникин сформулировал так: ОИЯИ и университет «Дубна» сегодня. Он охарактеризовал работу семи базовых кафедр университета, действующих в Институте, которыми заведуют ведущие ученые и специалисты ОИЯИ и университета Ю. Ц. Оганесян, Е. А. Красавин, Д. В. Фурсаев, И. Б. Немченок, А. И. Малахов, В. В. Кореньков, Ю. С. Сахаров и Н. В. Горбунов, рассказал о направлениях и специализации подготовки бакалавров и магистров на этих кафедрах.

Следующий важный этап подготовки специалистов – аспирантура: здесь готовят молодых ученых по следующим направлениям: физика и астрономия (в настоящий момент лицензии в стадии подготовки), химические науки, науки о Земле (экологический профиль), биологические науки, информатика и вычислительная техника. Предусмотрен набор ежегодно 37 аспирантов практически из всех лабораторий ОИЯИ.

Докладчик сообщил данные о кадровых потребностях ОИЯИ и о возможностях реализации этих потребностей в университете, перечислил новые направления, связанные в основном с подготовкой специалистов научно-технологического профиля. В ближайшее время появятся до 10 таких направлений, в которых заинтересованы все лаборатории Института, а это около 500 студентов, и назревает необходимость в создании инженерно-физического факультета.

С. З. Пакуляк: Предложения от лабораторий и стран-участниц приветствуются!

Развитию инженерно-учебного центра УНЦ для подготовки специалистов по новым направлениям посвятил свой доклад руководитель Учебно-научного центра ОИЯИ С. З. Пакуляк. В начале выступления он сформулировал следующие постулаты. Инженер-ускорительщик или физик-экспериментатор должен иметь не только теоретические знания, но и практические навыки – не всегда возможно их получить в университете: радиоактивные материалы, ускорители, огромные установки… нехватка времени на полный практический курс. Практика на работающей установке занимает драгоценное время ее работы, которое могло бы быть потрачено на исследования. В 2014 году в УНЦ был создан специализированный инженерный центр для реализации программ подготовки инженеров-физиков и техников для лабораторий ОИЯИ и государств-членов Института.

Следующую часть своего доклада С. З. Пакуляк посвятил обзору практикумов, в которые входят базовые лабораторные работы (основы ядерной физики, космические лучи, основы электроники, основы вакуумной техники) и продвинутые лабораторные работы (дозиметрия и защита от радиации, автоматизация, техника СВЧ, продвинутая электроника, магниты, детекторы частиц, физика нейтронов, метрология и многое другое). Каждый из разделов лабораторных работ докладчик прокомментировал подробно.

В планах УНЦ к 2020 году – постановка ряда лабораторных работ на учебном участке ускорителя Линак-800 на 22 МэВ, а в более отдаленном будущем – синхротронное излучение, радиационные технологии, материаловедение, радиобиология, «игрушечные» физические эксперименты: изучение гигантского дипольного резонанса, рассеяния электронов на ядрах, ядерных форм-факторов и другие темы. «Предложения от лабораторий и стран-участниц приветствуются!» – завершил эту часть доклада С. З. Пакуляк.

Наряду с этим персонал УНЦ планирует дальнейшее совершенствование практикума, например, тематические модули длительностью 1 – 3 недели уже действуют в виде двух проектов на МСП-2017: электроника/СВЧ и вакуум/автоматизация. Продолжает совершенствоваться и дистанционное обучение. В планах этого года – первые практикумы в рамках международной студенческой практики, в том числе по ядерной физике и дозиметрии, поиск преподавателей-совместителей, в первую очередь среди молодых ученых и специалистов, участие в развитии Линак-800 и учебного участка. Однако основная задача, подчеркнул докладчик, – подготовка проектной документации и начало ремонта здания 118 с целью официального введения в работу стенда линейного ускорителя.

В ходе обсуждения докладов участники заседания НТС поддержали разработку совместной программы подготовки кадров университетом «Дубна» для Объединенного института ядерных исследований.

Евгений Молчанов, Еженедельник ОИЯИ