«Он был стержнем лаборатории»

Новости, 08 октября 2020

Мемориальный семинар к 90-летию Н. Н. Говоруна в Лаборатории информационных технологий планировали провести в день его рождения 18 марта. В эти планы вмешался коронавирус. Спустя полгода семинар все-таки состоялся – в очном и онлайн форматах. 16 сентября сотрудники и ветераны лаборатории, коллеги из других лабораторий, члены семьи и гости собрались в конференц-зале ЛИТ. В первой части семинара прозвучали воспоминания, научные доклады второй части семинара рассказали о задачах, решаемых на суперкомпьютере «Говорун». С самим суперкомпьютером гости смогли познакомиться на экскурсии.

Приветствуя членов семьи Николая Николаевича, коллег, ветеранов лаборатории, собравшихся в конференц-зале ЛИТ и у мониторов своих компьютеров, директор лаборатории В. В. Кореньков сказал: «О Николае Николаевиче говорить и легко, и трудно. Блестящий ученый, преподаватель, организатор – он жил в ту эпоху, когда каждый день творились новые дела, и он был в центре развития информационных технологий. Он был душой этого течения, многие его друзья, мы все очень тепло вспоминаем о нем».

– Мне всегда приятно бывать в вашей лаборатории, – обратился к собравшимся директор ОИЯИ В. А. Матвеев. – Встречаясь с сотрудниками, ощущаешь, какой динамичной жизнью вы живете. Вы подготовили замечательную фотовыставку к юбилею – это семейный альбом и история Института, спасибо за вашу память. Сегодня мы отмечаем юбилей замечательного человека, внесшего огромный вклад в развитие Института и одной из его главных лабораторий, так динамично сегодня развивающейся. Мы помним тех, кто стоял у истоков ОИЯИ и их молодых помощников, – именно таким являлся Николай Николаевич, блестящий во всех отношениях человек, талантливый физик, математик, конструктор, инженер, наставник молодежи. К сожалению, он рано ушел, но и в ОИЯИ, и в отделении РАН бережно относятся к его памяти, а многое из того, что он задумал, сейчас обретает реальные формы. Символично, что первый суперкомпьютер ОИЯИ назван его именем, это отражает развитие его идей. Я благодарен Николаю Николаевичу-младшему, который приехал к нам, и членам семьи, присоединившимся в интернете, хочу пожелать им благополучия и продолжения поколений Говорунов. А коллективу ЛИТ – новых творческих успехов.

Р. Д. Говорун по видеосвязи поблагодарила всех сотрудников ЛИТ, коллег и друзей Николая Николаевича за добрую память о нем. Прозвучало приветственное письмо от Комитета по науке Республики Армения.

Историю лаборатории, связанную с деятельностью Н. Н. Говоруна, и ее сегодняшний день в своем докладе «ЛВТА/ЛИТ: заветам Н. Н. Говоруна верны» представил В. В. Кореньков. Он напомнил, что еще до создания лаборатории, с 1958 года Николай Николаевич вместе с коллегами выполнял пионерские работы. В 1962 году он создал в ЛНФ первую линию, позволяющую получать информацию от анализаторов и сразу ее обрабатывать. Объединение нескольких вычислительных машин ЛТФ в сеть стало первым шагом на пути построения многомашинного комплекса ЭВМ. С созданием ЛВТА начался новый этап развития компьютинга в ОИЯИ. Одно из главных достижений этих лет – развитие программного обеспечения и операционной системы главной машины СССР – БЭСМ-6. Команда Н. Н. Говоруна занималась автоматизацией физического эксперимента. Одна из стоявших перед ними задач – адаптация языка ФОРТРАН и другого программного обеспечения ЦЕРН на советские компьютеры, тогда же появились знаменитые мониторная система «Дубна», а позже и операционная система «Дубна». В создавшую ее команду Говоруна входили специалисты из Москвы, Новосибирска, стран-участниц ОИЯИ. Он проработал трехуровневую архитектуру вычислительного комплекса Объединенного института.

Николай Николаевич создал хороший полигон для сотрудничества с ЦЕРН в области вычислительной техники, продолжающегося на взаимовыгодных отношениях и сейчас. С самого первого дня ЛИТ участвовала в обработке данных с LHC и внесла большой вклад в эту работу. Следующий этап – объединение вычислительных машин, создание терминальной сети JINET, ранее, чем появился Ethernet. Много уже было сделано до того, как в России появился интернет. «Мы в сетевых технологиях всегда были впереди, каждый этап – вклад в развитие международного сотрудничества. Для нас это чрезвычайно важное направление работы. Сегодня сеть в ОИЯИ объединяет все лаборатории, у нас три внешних канала связи с ЦЕРН, свыше 40 процентов трафика в России принадлежит ОИЯИ». Далее В. В. Кореньков рассказал о современных компонентах МИВК ЛИТ – Tier1, Tier2, суперкомпьютере «Говорун», делающих его привлекательным для разных направлений исследований. Новая задача лаборатории – создание инфраструктуры для проекта NICA, а затем использование этого опыта в других мега-сайенс проектах в России и за рубежом. А память о Николае Николаевиче продолжает жить в носящей его имя комнате семинаров ЛИТ, аллее вблизи здания лаборатории, в названии улицы в ОЭЗ «Дубна», где размещен крупнейший в России дата-центр и, конечно, в суперкомпьютере ОИЯИ.

В интервью дубненским СМИ В. В. Кореньков сказал: «Мы в лаборатории впитали его энтузиазм, его предвидение, его прекрасное чувство нового. Мы стараемся развивать его идеи, у нас есть путеводная звезда – Николай Николаевич, светлая ему память и большая благодарность. Такого уникального специалиста, уникального человека трудно себе представить. Я благодарен ему, потому что он был и моим учителем, под его руководством я делал диплом в МГУ. Он умел заражать своими идеями. На синхрофазотроне планировали совместный с США эксперимент «Кристалл», Николай Николаевич предложил заняться незнакомой для меня темой. Мы сделали программное обеспечение для этого эксперимента, создали много нового, и впервые открытие было сделано во время эксперимента, а не после него, поскольку мы организовали обработку данных параллельно с их записью.

Конечно, у нас был очень тяжелый период времени, когда Н. Н. Говорун скоропостижно скончался. Оборвались многие связи, поскольку у него не было преемника. Нам пришлось очень много нарабатывать, да еще в тяжелой экономической обстановке 90-х. Постепенно те идеи, которые обсуждались с Николаем Николаевичем, реализовывались, а сейчас, я считаю, мы находимся в очень хорошей форме. Мы создали уникальный комплекс, которого нет нигде в мире. Отдельные компоненты есть во многих центрах: грид-Tier1, грид-Tier2, облако, суперкомпьютер, но ни в одном центре мира нет всех компонент сразу. И наша задача – чтобы все эти компоненты были интегрированы. Мы создали иерархическую систему хранения данных, причем такой емкости в России точно нет, она приближается к 80 петабайтам. И это реализовано на суперкомпьютере «Говорун». Так что много чего сделано в последнее время как воплощение идей, предложений Николая Николаевича Говоруна».

А. Н. Томилин (Институт системного программирования РАН): Для тех, кто занимался созданием вычислительных машин и систем программирования в 50-х, огромное значение имело общение с Николаем Николаевичем. Оно всегда давало импульс, причем, это не только мое впечатление, а и многих коллег из Института точной механики и вычислительной техники, Института прикладной математики, МГУ, МФТИ. Н. Н. Говоруну во время аспирантуры в МГУ открывались прекрасные перспективы, но великие люди чувствуют веления времени, и, подчиняясь им, Николай Николаевич переключился на новые дела.

В. В. Кореньков в своем докладе показал фотографию исторической комнаты в пристройке к ЛТФ, где собиралась команда, которую я очень любил: И. Н. Силин, В. П. Шириков, В. А. Ростовцев – достаточно было часа общения, чтобы надышаться на долгое время. Николай Николаевич дал творческий импульс, который распространился на многие организации Советского Союза.

В. В. Воеводин (НИВЦ МГУ): Лично с Николаем Николаевичем я не был знаком, но знаю его по невероятному шлейфу дел, о которых знаю по воспоминаниям людей, с которыми он общался, по атмосфере в ЛИТ, куда я часто приезжаю. Для меня это абсолютно близкий человек, тем более мы работаем в одной области. Мне очень близко то, как он поставил дело, создал мощнейший вычислительный центр в ОИЯИ, наладил контакты с ЦЕРН, – я отношусь к нему с глубочайшим уважением.

Г. А. Ососков (ЛИТ): Он был великолепным аналитиком, его ценил Н. Н. Боголюбов, при организации ЛВТА назначил заместителем М. Г. Мещерякова. Он был и великолепным организатором, не жалел ни сил, ни здоровья. Съездив в ЦЕРН, он понял направление развития информационных технологий. Тогда группа Николая Николаевича обогнала ВЦ АН СССР. Он быстро защитил кандидатскую и докторскую, стал членом-корреспондентом АН СССР, но при этом не забывал о тех, с кем был знаком. Его влияние на мою судьбу было кардинальным, как и его роль в жизни каждого из нас, кто приехал сюда.

П. Н. Вабищевич (Институт проблем безопасного развития атомной энергетики), зять Н. Н. Говоруна: Сначала поделюсь впечатлениями специалиста. Он воспользовался первой поездкой в ЦЕРН для того, чтобы привезти не барахло, а программное обеспечение. Для меня он – образец советского человека, образцовый советский ученый, советский человек во всех ипостасях. Я надеюсь, мы доживем до того времени, когда это перестанет быть клеймом. Мои впечатления как члена семьи: мой личный рекорд в беге – 25 км, а Николай Николаевич пробегал и больше, но именно он меня втянул в это. Прошло более 40 лет, и мне очень приятно, что память о нем сохраняется.

Е. Ю. Мазепа (Компания «Контакт»): Николай Николаевич был авантюрист с большой буквы, но все его авантюрные проекты заканчивались успехом – ФОРТРАН, машинные комплексы, JINET. Когда привезли груду железа от станков с ЧПУ из Финляндии, Н. Н. Говорун сказал: надо бы сеть сделать. И мы сделали локальную сеть, и она проработала более 10 лет, когда в мире локальных сетей еще не было вообще. У него была вера в людей. Без него моя жизнь сложилась бы иначе, конечно, я ему благодарен.

Т. К. Козубская (Институт прикладной математики): Все мы прошли через БЭСМ-6, это наша путевка в жизнь. Я осознала, что той БЭСМ-6 без Николая Николаевича не было бы, хотя сейчас мы считаем на «Ломоносове» и «Курчатове», хотелось бы и на «Говоруне»… – «У вас первый приоритет, – заметил В. В. Кореньков». – …Мы продолжаем его дела. А как с человеком я с ним познакомилась в конце 70-х, и была знакома очень хорошо десять лет. Моя дочка – его внучка, мой внук – его правнук. Первые мои впечатления от Николая Николаевича – он искренний, добрый, увлекающийся человек. Он постоянно что-то чинил, к нему можно было подойти с любой бытовой проблемой. Он постоянно куда-то ехал или плыл. Для меня он был и останется настоящим ученым и очень хорошим человеком.

Дочь Елена Николаевна не смогла приехать в Дубну, но поприветствовала всех онлайн: Спасибо вам всем, что собрались, очень приятно вспомнить о папе. В суете жизни это не часто случается. Спасибо за этот семинар.

Н. Ю. Ширикова (ЛИТ): Он был необыкновенным человеком. У нас было много начальников, но с Говоруном у каждого были свои отношения. Он говорил: через два часа надо выдать результат, для кого – не скажу. Раз нужен – делали, отказать ему было невозможно. Когда отмечали его 50-летие в Доме ученых, собралось человек 200, был настоящий праздник. Общение с ним доставляло только радость. Удивительный человек! И я очень рада, что в моей жизни был такой Говорун.

Заместителем директора ЛВТА во времена Н. Н. Говоруна был А. А. Карлов: Николай Николаевич был очень добрым человеком, и все, кто с ним работал, сохранили в душе добрые чувства о нем. Когда освободилась должность замдиректора, я не имел никакого административного опыта – не руководил ни отделом, ни сектором. И 10 лет работал бок о бок с Николаем Николаевичем и М. Г. Мещеряковым, получал советы от Говоруна, решал с ним текущие вопросы. Он очень быстро принимал решения, как будто у него в голове был свой суперкомпьютер. Как-то к нам обратились из Института вулканологии на Камчатке – помочь им организовать свою ЛВТА, он обеспечил письмо с поддержкой от Н. Н. Боголюбова. Он не оставлял без внимания даже незначительные просьбы от сторонних организаций о помощи в автоматизации, думал в масштабах страны.

Н. Н. Говорун-младший (Компания «Банковские информационные системы»): Спасибо за этот семинар, за то, что память о Николае Николаевиче живет. Много хорошего уже сказали, немного добавлю. Он был «энерджайзер» – с удовольствием брался за невозможное, по духу был авантюрист, но во всем, за что брался, достигал результатов. У него был широчайших круг знакомых в различных институтах и вне научной сферы. Он был потрясающей честности и порядочности человек. Был и простым, и сложным во взаимоотношениях с людьми. В 1970-80-е у него все меньше времени оставалось на семью, столько интересов открывалось в одном человеке, что казалось, что ему интересно все. Много времени занимала работа в Академии наук, не понимаю, как он все успевал без сотового телефона.

Т. П. Пузынина (ЛИТ): Он умел отдыхать и нас вывозил на Дубну, плавали на большой лодке, учились кататься на самодельных водных лыжах. Это было очень непросто, настоящим достижением было проехать, не упав, от Клетинского бора до Дубны… Еще хочу сказать о Раисе Дмитриевне, она была надежным помощником и для Николая Николаевича, и для нас во всех делах лаборатории. Его безвременная кончина была для всех как гром среди ясного неба.

В. П. Гердт (ЛИТ): Николай Николаевич одним из первых поддержал аналитические вычисления, не знаю, как бы без него развивалось это, казалось бы, странное направление. Под его руководством прошли первые конференции по аналитическим вычислениям, он был хороший организатор, с ним все решалось очень быстро. Я удивлялся широте его знакомств. Он очень быстро вникал в новую тематику.

Научную часть семинара открыл Д. В. Подгайный с докладом «Суперкомпьютер «Говорун» для задач ОИЯИ»: Создание суперкомпьютера начиналось как совместный с ЛТФ проект, но со временем он разросся, и сейчас все лаборатории Института считают на нашей машине – у нас около 150 пользователей из разных лабораторий работают в рамках 25 тем Проблемно-тематического плана ОИЯИ. Задача нашей группы ЛИТ не только предоставить ресурсы и поддерживать их, но и развивать и внедрять новые ИT-технологии для задач Института, в том числе продолжить работы Николая Николаевича по автоматизации процессов обработки экспериментальных данных. Например, для экспериментов в радиобиологии только начинаем подходить к решению этой проблемы. Сейчас активно развивается совместный с ЛРБ проект – мы создаем информационную систему, объединяющую набор ИT-решений в удобном интерфейсе, для того чтобы сотрудники ЛРБ и их коллеги не думали, куда положить файл, а могли работать с удобными инструментами и заниматься решением своих научных задач, а не технических проблем.

Еще у нас стартовал совместный с ЛЯР проект, поддержанный Министерством науки и высшего образования, направленный на изучение свойств атомов сверхтяжелых элементов, синтезируемых в этой лаборатории. Традиционной для нас стала задача развития компьютинга для проекта NICA, суперкомпьютер «Говорун» и создавался для этого проекта, и не только в плане привлечения вычислительных ресурсов, но и создания и проработки ИT-решений, что очень важно для физики высоких энергий. Конечно, продолжается активное сотрудничество с ЛТФ, особенно с группой, занимающейся расчетами по квантовой хромодинамике, это очень ресурсоемкая область. Мы стараемся для них подобрать более быструю архитектуру, качественно улучшить работу этой группы.

С докладами выступили сотрудники ЛИТ, ЛТФ, ЛФВЭ, коллеги из Москвы и Санкт-Петербурга.

Семинар получился очень теплым и человечным, казалось, что собрались члены большой семьи. Каждый вспоминал что-то свое, личное, но все выступления, как кусочки мозаики, складывались в большой портрет Николая Николаевича Говоруна – человека, организатора, ученого.

Ольга Тарантина, Еженедельник ОИЯИ
фото Елены Пузыниной