Практика. Второй этап. Часть первая

Образование, 02 августа 2018

В этом году второй этап Международной студенческой практики, проводимой Учебно-научным центром ОИЯИ при поддержке всех лабораторий Института, состоял из двух частей.

Первую группу практикантов образовали 20 студентов из Румынии, 15 из Чехии, 9 из Словакии, по три участника приехали из Азербайджана и Болгарии. Вторая группа – 25 польских студентов – приехали на неделю позже, и у них практика еще продолжается. Всего во втором этапе международной практики приняли участие 75 человек. Студенты познакомились с исследованиями, ведущимися во всех лабораториях ОИЯИ, и за три недели под руководством научных руководителей в лабораториях подготовили учебно-научные проекты. 27 июля прошла защита проектов участников первой части практики.

О студентах, с которыми занимались три недели, рассказали их наставники из лабораторий Института.

Р. Вольски (ЛЯР): Известен такой подход: подбарьерное слияние тяжелых ионов зависит от величины энергетического баланса. Задачей Адама Брониша было пересмотреть очень большой объем данных, который есть на сайте нашей программы, кстати, очень широко используемой, и проверить эту зависимость. Каких-то особых способностей для этого не надо, но творческий характер работы заключался в том, что он предложил причины, по которым очень немногие данные не подчиняются этому правилу. Общаться нам было довольно просто: я предложил этот подход в систематике, а студент оказался достаточно зрелым и практически все делал сам. Я, кстати, дал ему другой материал, этот он выбрал сам и сам его обрабатывал. И презентацию он делал сам – я бы сделал по-другому. Не исключено, что мы подготовим совместную статью для журнала. Адам – уже аспирант Словацкого университета, это будущий ученый, я думаю, он будет работать в нашей группе. Он предварительно прочитал все статьи по этой проблеме и показался мне очень способным.

М.-Л. Краус (ЛНФ): Виктория Вихова – хорошо подготовленная чешская студентка. В проекте она знакомилась с методами, которые можно использовать для получения данных о структуре вещества, в частности, манганитов. Я показал ей, как надо рассчитывать состав манганитов, нужные компоненты мы взвешивали на весах, изучали магнитные и электрические свойства. Это очень интересные материалы, их можно использовать в компьютерах или, например, как сенсоры, диапазон их применения довольно широкий. Полученные результаты мы используем в совместной работе. Я показал ей, как надо готовить краткое научное сообщение. Это ей пригодится в будущем, если она планирует заниматься научными исследованиями. Я стараюсь передавать моим студентам все, что знаю. Я был бы рад работать с ней или другими студентами такого же уровня и дальше.

Д. Дабровски (ЛФВЭ): Целью проекта наших студентов стало создание робота, который будет двигаться вокруг коллайдера NICA в моменты, когда уровень радиации слишком высок для человека, и следить за его состоянием: нет ли утечки газа или каких-то механических повреждений. Студенты собрали робота, создали алгоритмы управления им, а также алгоритмы, позволяющие роботу работать автономно, без контроля со стороны человека. В проекте работали студент из Азербайджана и студентка из Румынии, они были хорошо подготовлены, но мы должны были дать им дополнительную информацию по проекту. Мы ими остались очень довольны.

С. Адам (ЛИТ): Мы всегда следим за успехами студентов из Румынии на этих практиках, их всегда отличает высокий уровень подготовки, и в этом году было так же. Я слушала сегодня их отчеты – они понимали, о чем рассказывают, это очень важно. Это означает, что они эти три недели не прогуляли, не теряли время даром, а нарастили свой багаж знаний.

Р. Дворницки (ЛЯП): В нашем проекте участвовали трое студентов из Словакии, из Братиславского университета. Уровень подготовки у них был разный: один магистр и две студентки бакалавры. Самое главное, они сами разобрались в программном обеспечении, а затем дело стало продвигаться и в эксперименте. Девушки занимались Монте-Карло моделированием, а Петер выполнил калибровку зарядов им необходимую. Конечно, за три недели не стоит ждать какого-то чуда, но мне очень понравилось, как они работали. Возможно, они поступят в нашу аспирантуру. Работа им понравилась, и я с ними был спокоен.

Проект в инженерной группе УНЦ выполнял Теймур Оруджов (Институт физики, Азербайджан): Я уже закончил аспирантуру, диссертацию, правда, еще не защитил. На практике мы занимались основами электроники, собирали разные схемы, было полезно узнать про осциллографы, генераторы, которые можем использовать в дальнейшей работе. В целом от ОИЯИ остались очень хорошие впечатления, здесь ведется очень много интересных проектов. Если будет возможность, я хотел бы заниматься здесь научными исследованиями.

В проекте по нейтронному активационному анализу в ЛНФ участвовала Карина Удреа (Университет Бухареста, Румыния): Никогда бы не подумала, что смогу столько всего выучить за три недели. В первую неделю казалось, что не смогу это все осилить. В школе тебя заставляют учиться, а здесь я сама набиралась знаний, мои знания стремительно росли по экспоненте. Это было замечательно. Удивляет и все, чем здесь занимаются специалисты. Спасибо всем, надеюсь, через два года я вернусь сюда, чтобы выполнить магистерскую работу или кандидатскую диссертацию. Это прекрасная возможность, я определенно вернусь.

В составе группы участвовал в проекте в ЛЯР Мохсун Ализаде (Бакинский государственный университет, Азербайджан): Я закончил бакалавриат физического факультета. А здесь мне предложили в магистратуре заняться делением гиперядер, и эти три недели мы обсуждали этот проект. Надеюсь, к сентябрю-октябрю я дам точный ответ. В ЛЯР было очень приятно работать, мы много чего сделали. Мы сами измерили толщину пленки, сами работали на установке, сами составили программу – это было очень интересно. Большое спасибо Эдуарду Михайловичу Козулину за все!

В том же проекте участвовала Диана Самсон (Университет Александра Иоанна Куза, Яссы, Румыния): Я очень благодарна за то, что попала на эту практику, большое спасибо нашему руководителю за возможность учиться. Буду рада, если меня еще раз сюда пригласят.

Мария Могильна (Университет Павла Йозефа Шафарика, Кошице, Словакия) проходила практику в ЛТФ: Это была для меня абсолютно новая информация, потому что я занимаюсь в другой области теоретической физики. Тема на практике – та область, где у меня большие пробелы, которые я хотела бы ликвидировать. Получила огромное удовольствие – конечно, три недели это не тот срок, в который можно в чем-то разобраться досконально, но какие-то базовые знания были получены. Сама атмосфера, люди, с которыми мы работали, организация практики – все принесло большое удовольствие.

Практика завершена, ее участники уехали из Дубны с новыми знаниями и контактами, и, конечно же, с сертификатами и памятными футболками.

Ольга Тарантина, Еженедельник ОИЯИ
фото Елены Пузыниной, Научно-информационный отдел ОИЯИ