Школа в новом формате

Образование, 05 июля 2017

Последнюю неделю июня в ОИЯИ работала Международная научная школа для учителей физики. Учебно-научный центр ОИЯИ проводит эти школы на базе Объединенного института и Европейской организации ядерных исследований.

— Эта школа уже одиннадцатая, если считать три, проведенные для учителей физики Москвы и Московской области, — рассказывает член оргкомитета школы Е. Г. Карпова (УНЦ). – В этом году в ней участвуют 28 человек: 10 школьников и 18 учителей. Россия представлена широко: Башкортостан, Татарстан, Чувашия, Сибирь, Урал, Северо-Восточный и центральный регионы. Представлены и страны-участницы: Казахстан, Беларусь, Болгария и, впервые, – Азербайджан.

Мы стараемся дать участникам школы максимально полное представление об основных направлениях исследований ОИЯИ, насыщая программу лекциями, экскурсиями на установки, давая возможность прямого общения с учеными и инженерами. Также мы организуем уже ставшую традиционной конференцию школьников. В этом году ученики приехали с очень интересными докладами, это настоящие, пусть еще и детские исследовательские работы, а конкурс среди учеников, который мы проводили на основе этих докладов-презентаций, был даже выше, чем среди учителей. Один день в программе школы посвящен лабораторным работам, которые учащиеся выполняют под руководством Ивана Алексеевича Ломаченкова и Данилы Кожевникова.

Еще мы в этом году мы решили опробовать новый формат – работу в группах. Мы ожидаем, что это поможет нам разобраться в потребностях учителей и учеников, позволит увлечь педагогов и школьников общими делами, даст участникам возможность проявить креативность, обменяться опытом, и, в конечном счете, позволит создать новый, полезный и школам, и ОИЯИ продукт.

Учителей поделили на четыре группы, учеников объединили в пятую. Перед учениками мы поставили задачу написать неформальное сочинение «Как я провел каникулы в ОИЯИ», которым они потом могут поделиться с друзьями и одноклассниками. Учительская группа «Научпоп» получила задание разработать механизмы, привлекающие внимание к науке, в целом, и к ОИЯИ, в частности. Они рассматривают уже имеющиеся у нас обучающие материалы, издаваемые в ОИЯИ, постеры, сувенирную продукцию, занимаются разработкой логотипа школы. Группа «Сайторазработчики» занимается анализом структуры, содержания функционала нашего сайта, через который мы проводим отбор участников. Кто, как не пользователи скажут, что должно быть на сайте и что нужно поменять, как сделать его более удобным в использовании. Есть группа «Идеальный визит в ОИЯИ», которая занимается составлением плана экскурсий школьников – как виртуального тура, так и реального визита. Заявок на визиты поступает очень много, и мы сталкиваемся с проблемой отбора. Назрела необходимость разработать систему ранжирования заявок на этапе их подачи. Может быть, это будет неформальное задание, может быть тест, требующий определенной предварительной подготовки. Еще одна группа называется «Сделай сам». Открылся обновленный музей ОИЯИ с залом «Экспериментариум», где всегда есть место новым моделям установок. Эта группа собирает какую-то установку, какую – пока держат в секрете, но музей пополнится новым экспонатом.

Ольга Тарантина Еженедельник ОИЯИ, фото Игоря Лапенко