COVID-19, хроника, комментарии: ЛФВЭ

Интервью, 12 мая 2020

Юрий Потребеников, заместитель директора ЛФВЭ по научной работе:

Прежде всего, очень пригодился накопленный до введения карантина в Лаборатория физики высоких энергий имени В. И. Векслера и А. М. Балдина опыт организации обсуждений в режиме видеоконференций. Сразу удалось наладить проведение небольших совещаний с использованием закупленных лабораторией в ограниченном количестве лицензий системы Vidyo, уже несколько лет используемой в ЦЕРН. Установленный в лаборатории сервер этой системы существенно уменьшил нагрузку на компьютерную сеть, заменил митинги, организуемые на удаленной платформе ЦЕРН. С помощью этой системы успешно проведено заседание координационного комитета мегапроекта «Комплекс NICA».

Очень быстро осваиваются и используются для проведения в режиме видео сервисы организации крупных совещаний. С использованием видеосервисов CISCO WebEx проведено заседание НТС лаборатории, 21 – 22 апреля успешно прошла видеоконференция коллаборации BM@N. Используются бесплатная и платная версии системы ZOOM, в рамках которой уже проведены локальные митинги, а с 23 по 24 апреля состоялось большое совещание коллаборации MPD.

Большую роль в эффективной организации таких видеоконференций и в устранении неполадок, неизбежно возникающих на первых этапах широкого применения видеосервисов, сыграли научный сотрудник И. П. Слепов и старший научный сотрудник С. П. Мерц, оперативно разработавшие простые инструкции и календари для их использования.

Более сложно организуется удаленная работа служб лаборатории. Прежде всего, довольно непросто организовать доступ к закрытым локальным базам данных ОИЯИ с удаленных домашних компьютеров. В этой связи налажена сменная работа представителей основных служб – административной, финансовой, кадровой, ремонтно-строительной, табельной, службы снабжения, осуществляющих в том числе работу с бумажными документами. Разработаны и переданы в дирекцию ОИЯИ предложения по совершенствованию и расширению системы автоматизированного документооборота, роль которой в сложившихся условиях значительно возрастает.

И главное: несмотря на введенные ограничения по количеству персонала, допускаемого на площадку ЛФВЭ, вычислительная и компьютерная инфраструктура лаборатории и комплекса NICA, обслуживаемая в сложившихся условиях половиной штатного персонала, работает стабильно, без чего удаленная работа практически всех сотрудников лаборатории была бы невозможна.

Алексей Трубников, заместитель директора ЛФВЭ по капитальному строительству:

Как известно из регулярно публикуемых сообщений оперативного штаба ОИЯИ по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, до конца апреля приостановлено все строительство на объектах Института, за исключением важнейших работ на комплексе NICA – части национального проекта «Наука». Руководство фирмы «Штрабаг» организовало диагностику на коронавирус персонала, занятого на строительстве. Случаев заболевания не обнаружено. В настоящее время ведется заливка бетона на канале транспортировки пучка, продолжаются кровельные работы, монтаж фасада строящегося здания NICA. Проводится конкурс на выбор компании по благоустройству всего комплекса.

В рамках национального проекта продолжается создание криогенного комплекса – силами компании ООО «СК Стройтехинвест» ведется монтаж металлоконструкций, заливаются фундаменты под оборудование. На сегодня можно сказать, что строительство ведется полным ходом, люди работают согласованно и профессионально.

Подготовка к криогенным испытаниям 1-го серийного квадрупольного магнита коллайдера NICA. Слева направо: Дмитрий Морозов, слесарь механосборочных работ; Максим Ильин, лаборант; Алексей Свидетелев, Сергей Коровкин, начальники групп.

Андрей Бутенко, начальник ускорительного отделения ЛФВЭ:

Если сравнивать особенности работы в нынешнем режиме с тем, как было прежде, то основное отличие в том, что гораздо больше времени уходит на решение различных текущих вопросов, связанных с проектированием, конструкторской документацией, и многих других. Сегодня в этой ситуации мы не можем, как раньше, на рабочем совещании за два часа решить тот или иной технический вопрос, когда в одном месте и в одно время собраны все специалисты, компетентные в проблемах ускорительной физики. И в результате принятие окончательного решения откладывается на несколько дней и даже недель… Например, решаются вопросы конструктивных особенностей так называемых пикапных станций для уменьшения их импеданса, что имеет существенное значение для улучшения динамики пучка, увеличения интенсивности и, как результат, достижения проектной светимости. Но для этого требуется внесение изменений в конструкторскую документацию, которая уже запущена в производство в Германии. И мы погружаемся в переписку и поиск оптимальных путей решения проблемы. При личном общении на совещании ряд вопросов мог быть решен за пару часов, а обмен письмами занимает 2 – 3 дня плюс проведение необходимых уточняющих расчетов, а затем вновь переписка 2 – 3 дня и так далее… Даже, казалось бы, такой несложный вопрос, как соединение новой высоковакуумной камеры со старым фланцем нестандартной конструкции, потребовал более месяца переписки из-за постоянных уточнений, устранения недопонимания, перебора идей и поиска оптимального варианта решения. А вопрос мог быть решен в течение недели при возможности собраться пару раз с конструкторами на месте.

Последнее время мы начали привыкать к новому стилю общения через телеконференции и научились решать некоторые рабочие вопросы более эффективно, но это тоже потребовало времени. Вообще должен заметить, что с началом периода «глобальной самоизоляции» количество почты увеличилось в разы и каждый день я получаю более 100 писем и ни одно из них не должен оставить без внимания. Это тоже одна из реалий сегодняшнего дня…

Еще в эти дни мы столкнулись с психологической проблемой, особенно характерной для больших «молодых» коллективов, где люди активно общаются между собой: чем больше коллектив, тем больше распространяется различных негативных слухов, которые очень сильно влияют на трудовой настрой. Слухи передаются из уст в уста, умножаются и вызывают сильные, необоснованные переживания, особенно у молодых сотрудников, имеющих очень тесные связи с родителями, бабушками и дедушками. Еще один момент связан с тем, что мы вынуждены разнести работу по разным местам и по времени. На фабрике сверхпроводящих магнитов сотрудники работают по временно сокращенным сменам 4 – 5 часов, и для оперативного решения некоторых срочных вопросов порой трудно собрать вместе в одно время всех необходимых специалистов. Похожая ситуация и на сборке и испытаниях кольца бустера – здесь на одном рабочем месте допускается взаимодействие не более двух человек, и реальная эффективность труда не превышает 25 – 30 процентов. Мы привыкли при возникновении текущих технических или спорных вопросов собираться коллективом 4 – 5 человек и быстро принимать коллегиальное решение, но теперь это стало проблематичным.

Для сотрудников, и раньше работавших в сменах, нынешний распорядок дня воспринимается как и прежде, но те, кто приходит работать в тоннеле, в то время как многие коллеги трудятся «удаленно» или находятся в вынужденном отпуске, порой подсознательно воспринимают каждый свой рабочий день как санкционированный сверху выход в воскресный день. А это несколько другие ощущения и рабочий настрой. Такому восприятию способствует и отсутствие рядом других коллег. В коллективе работать всегда веселее.

Однако, несмотря на особенности момента, все основные работы в лаборатории идут без остановки (если не считать коротких перерывов в работе фабрики сверхпроводящих магнитов по объективным причинам), и я уверен, что мы выйдем из этих испытаний без особых потерь. Чего и желаю всем коллегам.

Сергей Костромин, начальник отдела сверхпроводящих магнитов и технологий:

Продолжается работа по сборке и испытаниям структурных элементов коллайдера NICA. Несколько модулей с дипольными магнитами полностью собраны и сейчас готовятся к транспортировке на хранение до начала работ по их монтажу в тоннеле. На этой неделе (27 – 30 апреля – прим. ред.) будут начаты серийные криогенные испытания модуля с квадрупольным магнитом коллайдера.

Все магниты бустера NICA были собраны, успешно прошли тесты и перевезены в тоннель для монтажа в конце 2019 года. Однако ускоритель, будучи сверхпроводящей установкой, помимо структурных магнитов включает в себя дополнительные сложные элементы, которые тоже должны быть собраны и испытаны перед окончательной сборкой всего кольца. Такие испытания подготовлены и будут проведены на стенде также на этой неделе. И здесь нужно поблагодарить все службы ЛФВЭ, которые обеспечивают непрерывную работу лаборатории.

Практически непрерывно продолжались работы в 1-м корпусе ЛФВЭ по сборке бустера NICA в тоннеле. Сейчас идет сборка и проверка азотных и гелиевых коммуникаций, а также подготовка к работам по сборке пучковой камеры ускорителя.

Чтобы не останавливать испытания в условиях самоизоляции, пришлось дополнительно распределить людей по сменам и работать минимальными группами по 2–3 человека на каждом участке. Приятно, что в этих условиях в полной мере проявились энтузиазм и увлеченность людей своим делом! Все сотрудники были готовы работать, несмотря на условия новой реальности, а старшее поколение пришлось буквально уговаривать оставаться дома и пока не приходить на работу.

Артем Галимов, заместитель начальника отдела сверхпроводящих магнитов и технологий:

Пандемия COVID-2019 застала лабораторию в период пика работ над проектом NICA. 2020 год во многом должен стать решающим. Запуск бустера и начало сборки коллайдера являются важными вехами на пути реализации проекта. Многие работы проводятся непрерывно, и их остановка на длительное время приведет к необходимости повторного запуска, что сопряжено с большими временными потерями.

Но даже учитывая эти неприятные последствия, ни в коем случае нельзя было допустить, чтобы персонал, в особенности пожилые сотрудники, подверглись неоправданному риску. Поэтому, согласно распоряжениям директора Института, дирекция лаборатории, оперативно оценив ситуацию, приняла все меры безопасности для сохранения здоровья персонала при выполнении работ.

Многие сотрудники были переведены на удаленный режим работы и продолжили выполнять задачи из дома, проявив немалую выдержку и силу воли. После принятия всех необходимых мер удалось продолжить работу по ряду ключевых направлений, которые не могут быть остановлены на длительное время: работы на фабрике по производству сверхпроводящих магнитов и организация технологического сеанса бустера.

Надо отметить, что большинство служб лаборатории также продолжают работать в этот непростой период, обеспечивая бесперебойную работу жизненно важных инженерных, финансовых и хозяйственных систем лаборатории и проекта.

Еженедельник ОИЯИ