ОИЯИ стал ближе к Камчатке

Интервью, 13 октября 2021

В Камчатском государственном университете им. Витуса Беринга откроют инфоцентр ОИЯИ.


Интервью с проректором по научной, инновационной и международной деятельности ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга» (КамГУ им. Витуса Беринга) Вероникой Николаевной Ефименко.

— На днях был подписан договор об открытии в КамГУ им. Витуса Беринга Информационного центра ОИЯИ. Что он может принести студентам, учителям и ученым Камчатки?

— Камчатка – это очень отдаленный регион Российской Федерации, «край земли», и молодые люди стараются поступить в центральные вузы нашей страны, поближе к европейской части. Обычно выбирают наиболее престижные университеты. Если говорим об области физики, то это МФТИ, МИФИ, МИСИС и др. И в результате получаем отток молодежи из Камчатки. Чтобы прекратить эту тенденцию, надо сделать Камчатку более привлекательной для молодых людей, в том числе предоставить более фундаментальное образование.

— Каким образом ОИЯИ может поддержать эти усилия?

— Опыт научной работы ОИЯИ может заинтересовать старшеклассников и, соответственно, привлечь в университет потенциальных абитуриентов. Студентам начальных курсов сотрудничество с ОИЯИ даст возможность понять, что помимо академической науки существует также ее практическая сторона. Как ключевой момент я вижу непосредственное участие студентов, магистрантов и аспирантов в работах лабораторий ОИЯИ: в практиках и стажировках. Или, по крайней мере, предложим им записаться в онлайн-программу INTEREST. Для студентов также важно увидеть и послушать ученых с мировым именем, хотя бы в режиме онлайн.

— В 2019 году КамГУ им. Витуса Беринга вместе с ОИЯИ была организована Камчатская школа по физике элементарных частиц и смежным темам. Кто в ней участвовал? И какие она дала результаты?

— Первая школа в конце сентября 2019 года прошла очень удачно. В поселке Паратунка Елизовского района собралось более 30 аспирантов и молодых ученых из разных уголков страны, не считая камчатских студентов. Мы сделали анонс, что будет такая школа, и дали возможность самостоятельно присоединиться к слушателям. Наряду со студентами, молодыми и известными учеными в работе школы приняли активное участие школьные учителя физики. Таким образом, собралось профессиональное сообщество, увлеченное новациями в области физики.

— Откуда приехали участники?

— География была широкая. Приехали ученые из Томска, Мирного, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Москвы, Уфы, Нальчика. Были и коллеги из Швеции и Казахстана, так что школа получилась международной.

— Какая была программа школы?

— Работу мы вели неделю, большинство лекторов было из ОИЯИ, а потом чтение лекций и практическую работу продолжили ученые из Института космофизических исследований и распространения радиоволн (ИКИР ДВО РАН). Отдельно выступали учителя, которые рассказывали о своих проектах. Для учителей было особо важно пообщаться между собой, передать друг другу опыт преподавания физики, какие-то свои наработки, проекты. К сожалению, пандемия не дала нам развить это направление в 2020 году — работа Камчатской школы была приостановлена.

— Отдельно развивается сотрудничество Вашего университета с ЛЯП ОИЯИ

— У нас есть интегративная лаборатория «Природные катастрофы Камчатки – землетрясения и извержение вулканов» (мониторинг, прогноз, изучение, психологическая поддержка населения). В ней принимают участие кафедры математики и физики, теоретической и практической психологии КамГУ им. Витуса Беринга, а также Геофизическая служба РАН и Институт космофизических исследований и распространения радиоволн. Математики вместе с геофизиками ведут расчеты, выстраивают гипотезы и показывают, как можно использовать приборы, чтобы предсказать землетрясение. Мы очень надеемся на сотрудничество с ЛЯП ОИЯИ в этом вопросе, чтобы иметь возможность использовать их разработки и приборы для предсказания землетрясений. И у наших психологов уже есть опыт работы с населением, которое пережило землетрясение. В 2006 году на Камчатке, в Олюторском районе, произошло разрушительное землетрясение силой 7,8 баллов, после которого перестал существовать поселок Корф. Психологи изучали состояния людей, переживших катастрофу. На основе проведенных исследований, учеными кафедры теоретической и практической психологии были составлены методические рекомендации по работе с населением, пережившим катастрофическое природное явление.

— Организовано сотрудничество в области мюонной радиографии (мюографии). В чем оно состоит?

— Был подписан трехсторонний договор между КамГУ им. Витуса Беринга, ОИЯИ и Камчатской Геофизической службой РАН о том, что на камчатском Авачинском вулкане будет установлен детектор мюонов на основе сцинтилляционных годоскопов, разработанный в ЛЯП ОИЯИ. Коллеги уже поднимались на вулкан и изучали место, где можно установить прибор. Он довольно тяжелый, его придется туда поднять и закрепить. Начало подготовительных работ запланировано на весну.

— Ваш университет сотрудничает также с Институтом космофизических исследований и распространения радиоволн (ИКИР ДВО РАН) и Институтом вулканологии и сейсмологии ДВО РАН. Вы собираетесь координировать с ними свои усилия в рамках деятельности Инфо-центра?

— С Институтом космофизических исследований и распространения радиоволн и Камчатской Геофизической службой РАН у нас достаточно прочная дружба: работники научных институтов преподают в КамГУ им. Витуса Беринга и являются членами кафедры математики и физики, а также научными сотрудниками интегративной лаборатории «Природные катастрофы Камчатки – землетрясения и извержение вулканов».

Камчатская Геофизическая служба РАН наладила прямое сотрудничество с ЛЯП ОИЯИ: ученые пишут совместные научные работы, планируют проведение исследований.

С ФГБУН «Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН» (ИВиС ДВО РАН) у нас была совместная кафедра геологии, географии и геофизики, и мы готовили вулканологов, инженеров-специалистов для геологической разведки, но ее, увы, пришлось закрыть из-за отсутствия спроса у абитуриентов на обучение по данным направлениям подготовки. Надеемся, что работа в рамках Информационного центра может помочь найти новые точки соприкосновения в нашей деятельности и возобновить совместную работу КамГУ им. Витуса Беринга и ИВиС ДВО РАН.

— Есть еще какие-то другие цели, которые связываете с открытием Инфо-центра на Камчатке?

— Методы наблюдения вулканической деятельности с помощью мюонной радиографии довольно развиты, например, в Японии или Италии, но у нас с учеными этих стран пока нет контактов. Надеемся, что наше сотрудничество с ОИЯИ как международной организацией будет способствовать развитию работы камчатских ученых на международном уровне.