Владимир Евгеньевич Фортов. Строки соболезнования

Новости, 01 декабря 2020

На 75-м году жизни ушел из жизни выдающийся ученый и организатор науки академик Владимир Евгеньевич Фортов. Президент Российской академии наук с 2013 по 2017 гг., директор, затем научный руководитель Объединенного института высоких температур РАН. Лауреат государственных премий, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Владимир Евгеньевич Фортов

23.01.1946 — 29.11.2020


От имени дирекции и международного коллектива Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) выражаю искренние соболезнования в связи с безвременной кончиной академика Владимира Евгеньевича Фортова.

Выдающийся российский ученый, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, создатель и руководитель нового научного направления – динамической физики неидеальной плазмы, автор более 30 монографий и свыше 900 оригинальных и обзорных научных статей, он внес бесценный вклад в развитие отечественной и мировой науки в области теплофизики, физики плазмы, термодинамики и химической физики. Под его научным руководством защищено более 10 докторских и более 30 кандидатских диссертаций.

Помимо значимых научных и научно-организационных достижений Владимир Евгеньевич вел активную общественную и государственную деятельность, был видным и инициативным руководителем: в разные годы – заведующий отделом, директор и научный руководитель Объединенного института высоких температур РАН, председатель Российского фонда фундаментальных исследований, заместитель Председателя Правительства РФ, председатель Государственного комитета РФ по науке, научно-технической политике и технологиям, министр науки и технологий РФ, вице-президент, а позже – президент РАН, иностранный член нескольких академий наук, лауреат целого ряда государственных и научных премий и наград, кавалер отечественных и международных орденов и медалей, почетный доктор ОИЯИ. В период с 1996 по 1998 гг. Владимир Евгеньевич также являлся Полномочным Представителем Правительства Российской Федерации в нашем Институте и внес большой вклад в работу Комитета полномочных представителей государств-членов ОИЯИ – высшего руководящего органа нашей международной межправительственной организации.

Выражаю глубокие и искренние соболезнования, слова сочувствия и поддержки родным, близким и коллегам В. Е. Фортова.

Мы сохраним добрую память об этом светлом человеке и замечательном ученом.

Директор ОИЯИ,
академик РАН В. А. Матвеев


Многочисленные публикации, посвященные памяти большого ученого и гражданина В. Е. Фортова собрал на своих страницах портал «Научная Россия». В их числе были опубликованы соболезнования ведущих ученых ОИЯИ.

В последние годы Владимир Евгеньевич уделял большое внимание проблемным вопросам развития энергетики и исследованиям неидеальной плазмы, вопросам воздействия сверхкоротких мощных лазерных импульсов на вещество. Его исследования опережали время, рассказал «Научной России» первый вице-директор ОИЯИ, академик РАН Г. В. Трубников.

«Прежде всего — это огромная потеря для отечественной науки и Российской академии наук. Владимир Евгеньевич был выдающимся, необыкновенно разносторонним человеком во всех смыслах, личностью огромного масштаба, наделенной талантами. Он был совершенно несгибаем никакими трудностями. Всегда держался уверенно и вдохновлял своей силой. Настоящий миссионер в науке, столп российской науки.

Его научная работа в Черноголовке и эксперименты, которыми он руководил до последних дней своей жизни, — опережали наше время. Владимир Евгеньевич всегда оставался на связи и для студента, и для министра. Он всегда находил время для всех, кто с ним общался. Успевал уделять время каждому, делился частичкой своей души».

Владимир Фортов был наставником для многих молодых ученых. Он всячески поддерживал их уделял внимание каждому, кто к нему обращался за помощью или советом, вспоминает о коллеге академик РАН Ю. Ц. Оганесян.

«Владимир Фортов был для меня близким человеком. Мы часто обсуждали с ним не только интересовавшие нас вопросы науки, но события нашей жизни, говорили о прошлом и будущем. Научное сообщество потеряло выдающегося ученого, очень талантливого, способного человека. Он всегда смотрел на проблему, в том числе на научную, с необычной стороны. В этом состояла его особенность — некий внутренний голос, который отличал его от большинства других людей.

Он сделал очень много для Академии и для российской науки. Поддерживал молодых ученых, с которыми при этом держался на равных. Приятно было за ним наблюдать, когда он разговаривал с ними, отвечал на вопросы. В его кабинете всегда можно было встретить молодого человека, который с энтузиазмом что-то рассказывал. Поистине невосполнимая утрата».