NICA + «Штрабаг»: то ли еще будет

Новости, 02 февраля 2016

Репортаж Еженедельника ОИЯИ

Год назад на строительной площадке будущего ускорительного комплекса NICA проводились испытания грунтов сваями (пробные сваи). За минувший год произошли весомые качественные изменения — после долгих согласований подписан контракт с концерном «Штрабаг», проведена подготовка, и с 1 декабря на площадке уже гудит строительная техника, ведутся земляные работы. 22 января службой главного инженера и отделом капитального строительства была проведена расширенная инспекция   заместитель главного инженера ОИЯИ А.Дударев и заместитель начальника ОКС Ю.Баландин посетили все участки, ознакомились с ходом работ.

Руководитель проекта со стороны «Штрабаг» Ульрих Вайнман рассказал, что сейчас идет первый этап — вынос старых и прокладка новых коммуникационных сетей и выравнивание площадки, подготовка для свайных работ.

«Сейчас от «Штрабаг» здесь работают 15 человек, в том числе технический руководитель, коммерческий руководитель, — говорит Ульрих Вайнман. — Из Германии пока я один, но есть коллега из Сербии. Наш штаб расположен в здании 205, где нам выделено четыре кабинета, а непосредственно на стройке все время находится прораб. Цель поставлена такая, что в апреле-мае здесь будет развернут весь штаб строительства генподрядчика «Штрабаг». Поэтому один из ближайших этапов — это доставка строительных контейнеров, таких же, в каком мы сейчас находимся. Сейчас уже установлены первые шесть контейнеров на площадке. А вскоре справа от нового КПП вырастет полномасштабный городок, где будет наш офис, состоящий из 22 контейнеров. Рассчитываем установить их в апреле. Сейчас проводятся по этому поводу переговоры в соответствии с нашими обязательствами. Место уже определили».

— К этому времени, — добавляет заместитель главного инженера ОИЯИ Андрей Дударев, — должна заработать новая проходная. Там на 90 процентов выполнены строительные работы, дорога построена. Остаются небольшой объем строительных работ и большая работа по монтажу оборудования. Поставлена задача в марте запустить новый КПП.

На площадке сейчас работают три субподрядных организации: ООО «Волжская строительная компания» (Дубна) занимается планировкой территории, ООО «Монтажспецстрой» (Дубна) и ООО «Инжтехком» (Москва) — выносом сетей. В ближайшее время предстоит проведение новых тендеров для выполнения субподрядных работ. Предпочтение в концерне «Штрабаг» отдают не самым дешевым предложениям, а фирмам, которые гарантируют выполнение обязательств в срок, соблюдают технологии, обеспечивают безопасность.

Один из самых трудных участков работ, как неоднократно отмечалось, — замена коммуникаций. То есть предстоит проложить все необходимые для строительства и эксплуатации комплекса NICA сети так, чтобы не срывать работу других объектов Лаборатории физики высоких энергий. Усложняют работы множество сетей, доставшихся «в наследство» от старых установок, а также близость грунтовых вод.

«Одновременно мы ведем работу на четырех участках, — рассказывает руководитель строительства по инженерным сетям Мусабек Магомедов. — Это участок канализационной сети на севере возле КПП, участок сетей связи, участок питьевого водопровода и участок противопожарного водопровода. С понедельника приступили к ливневой канализации. Это наружные коммуникации, которые выводятся из пятна застройки, и сети, которые в дальнейшем будут обслуживать здание самого коллайдера, то есть подавать питьевую воду, использоваться для обеспечения пожарной безопасности, собирать ливневые стоки. По нашим расчетам, к маю мы должны эту площадку освободить, чтобы коллеги-строители начали полный цикл работ по строительству коллайдера. На этом этапе у нас все идет по графику, надеемся, что так же и будет продолжаться».

На одном из участков канализации обнаружились дополнительные трудности. Здесь, помимо того, что сети залегают довольно глубоко, в грунте встретился слой синей глины, а значит, больше грунтовых вод. Поэтому пришлось применять более сложную технологию для откачки воды. «Уровень грунтовых вод зимой ниже, поэтому лучше это сделать сейчас, — продолжает Мусабек Магомедов. — Здесь мы применяем технологию водопонижения иглофильтрами. По периметру строительства идет общая труба, и в нее вставлены иглофильтры. Специальная установка создает разницу давлений и таким образом откачивает грунтовую воду в сточную канаву. То есть мы прокопали до глины, после откачки воды будем бурить еще глубже, чтобы убрать воду из этой глины, а потом экскаватором снимать этот слой. И таким методом придется полностью осушать этот участок, прежде чем прокладывать новую сеть, которая будет интегрирована в существующую. Именно в этом месте точка совмещения (на снимке выше). Вся стройка будет обеспечиваться этой канализацией».

На водопроводном участке уже установлены новые колодцы, здесь сеть будет разветвляться — для нужд площадки и проекта NICA; ведутся работы по замене сетей связи.

Кроме того, идет выравнивание всей строительной площадки до определенной отметки. Делается это для подготовки к следующему этапу — сваи будут задавливаться специальными крупногабаритными шагающими машинами, а для них необходима ровная поверхность. Всего предстоит вывезти несколько десятков тысяч кубометров грунта. Грунт вывозится в ночное время, чтобы не мешать работе проходной. Каждую ночь с площадки уезжают 20-30 грузовиков с грунтом.

Сейчас на строительстве работы ведутся «точечно» — в одном углу экскаватор вынимает грунт, на другой стороне чернеет на фоне снега свежевыкопанная траншея, мелькают фирменные строительные каски и униформа работников «Штрабаг». Через месяц-другой эта территория заполнится техникой, строителями — как только будет готова поверхность, прибудут сваевдавливающие установки, за ними начнется разработка котлована, потом эстафета перейдет к бетонщикам и так далее, до тех пор, пока на месте снежной равнины не вырастут корпуса для детекторов и ускорителей.

Галина МЯЛКОВСКАЯ, Еженедельник ОИЯИ
фото автора