Отцы-основатели: Георги Наджаков

Новости, 08 января 2023

8 января Объединенный институт отдает дань памяти выдающемуся болгарскому физику Георги Стефанову Наджакову (8.01.1897 – 24.02.1981), который внес весомый вклад в развитие ОИЯИ в первые десятилетия существования Института.

С 1957 по 1970 годы Георги Наджаков был полномочным представителем Республики Болгария в ОИЯИ; с момента основания Института по 1973 год был членом Ученого совета.

Его учеба в Софийском университете прервалась в 1916 году, когда в связи с Первой мировой войной студент был мобилизован и направлен в школу офицеров запаса, по окончании которой в 1918 году вернулся для завершения обучения в университет. В 1925–26 годах работал в Париже у Поля Ланжевена и Марии Склодовской-Кюри. Отношения с Ланжевеном и Фредериком Жолио-Кюри Наджаков пронес через всю жизнь, признавая с уважением и благодарностью: «Если бы не это окно, через которое я посмотрел на великую науку, я бы вряд ли стал ученым».

В 1927 году начал преподавание в Софийском университете (с 1932 – профессор, в 1947–52 – ректор), в 1946–71 годах был директором Физического института с Атомной научно-экспериментальной базой Болгарской АН.

Научное наследие Георги Наджакова относится к области физики диэлектриков и полупроводников, магнетизма, ядерной физики. Наджаков опубликовал более 60 научных трудов, посвященных физике твердого тела. Ученый экспериментально изучал фотопроводящие свойства серы, открыл явление фотоэлектретного состояния (1937) – именно это открытие Георги Наджакова легло в основу изобретения безвакуумной телевизионной техники, рентгеновских дозиметров. Более того – без этого открытия мы бы не могли пользоваться такими привычными нам сегодня вещами, как копировальные аппараты и принтеры.

«Я ожидал увидеть, какое приложение найдет это открытие. Фотоэлектрическое состояние вещества я нашел в 1937 году здесь, в Софии, где у меня была примитивная аппаратура. Но у меня была своя идея! И это главное. Потому что вы можете иметь самые дорогие приборы, самую современную аппаратуру – если у вас нет собственной идеи, открытия вы не сделаете», — подчеркивал он. Тезис «Ученый – это тот, кто рождает идеи» нашел отражение и в том, как Наджаков воспитывал своих учеников, по отношению к которым он был требователен, отдавая им много сил и души.

Георги Наджаков был активным общественным деятелем, занимавшим высокие посты: в разные годы он был заместителем председателя Комитета по мирному использованию атомной энергии при Совете министров Народной Республики Болгария; председателем болгарского Комитета защиты мира. С 1950 года был членом Всемирного совета мира (в 1970–1980 – его почетный председатель), с 1956 года — участником Пагуошского движения. Член-корреспондент Академии наук в Геттингене (1940); академик Болгарской АН (1945); в 1945–58 годах – вице-президент БАН; иностранный член АН СССР (1958). С 1950 по 1969 годы был депутатом, а в 1954—1958 годах — членом Президиума Народного собрания Болгарии. Обладатель Димитровской премии (1950) и золотой медали Фредерика Жолио-Кюри за деятельность по укреплению мира (1967).

Помимо этого, несмотря на большую занятость, Георги Наджаков разрабатывал и конструировал новые виды электрометров. Совместно с сыном, профессором Эмилом Наджаковым, им был разработан вакуумный рентгеновский спектрограф.

Именем Георги Наджакова на его Родине назван болгарский Институт физики твердого тела, а в ОИЯИ – одна из аллей на площадке ЛЯП. В Антарктиде, на полуострове Арцтовски вблизи Южной Америки, есть ледник Наджакова длиной 5,5 км и шириной 2 км.

На Родине о нем вспоминают как о добром, чрезвычайно скромном человеке, который в то же время пользовался большим авторитетом. В момент, когда он появлялся на научном совете или семинаре, прекращались все разговоры, и собравшиеся вставали со своих мест. Георги Наджаков пользовался заслуженной любовью не только своих коллег, но и всей общественности.