В ОИЯИ стартовала осенняя школа по информационным технологиям

Новости, 16 октября 2023

16 октября в Лаборатории информационных технологий им. М.Г. Мещерякова ОИЯИ начала свою работу Осенняя школа по информационным технологиям ОИЯИ, направленная на вовлечение молодых специалистов в решение задач различных областей науки с применением современных информационных технологий. Участие в ней принимают 52 студента старших курсов из 11 университетов России, в том числе из вузов, где действуют информационные центры Института. На Школе студенты познакомятся с направлениями научных исследований ОИЯИ. В случае заинтересованности студенты получат возможность выбрать темы выпускных квалификационных работ и кураторов от ОИЯИ для их написания. Выбранные темы будут утверждены в апреле, в ходе весенней школы ОИЯИ по информационным технологиям.

Открывая Школу, вице-директор ОИЯИ член-корреспондент РАН Владимир Кекелидзе поблагодарил всех участников Школы и отметил важность проведения подобных мероприятий. «Мы живем во времена четвертой информационной революции. Сфера информационных технологий – наиболее бурно развивающаяся область науки сегодня. ОИЯИ высоко заинтересован в освоении самых передовых IT-технологий и притоке молодых специалистов. Очень приятно, что столько молодых людей собралось здесь, чтобы чему-то научиться», – подчеркнул он. Владимир Кекелидзе также выразил уверенность, что школа будет полезна научной молодежи и поможет сформировать жизненный путь и карьеру.

Научный руководитель Лаборатории информационных технологий Владимир Кореньков рассказал о целях Школы, возможностях, которые открываются для студентов, а также представил результаты работы Школ, которые проводились в 2022/2023 учебном году.

«Мы проводим Школу по информационным технологиям второй раз, – отметил он. – За основу взяли опыт проведения Школы в прошлом году: в течение пяти дней ребят ждут обзорные лекции, мастер-классы, тренинги, которые помогут им определиться с темой своей выпускной работы, а также выбрать куратора, который вместе с научным руководителем от вуза поможет довести ее до конца. Мы пригласили много известных лекторов – не только сотрудников Института, но и первоклассных специалистов из других организаций».

Он подчеркнул, что в этом году будет несколько расширен спектр тем, с которыми познакомятся студенты. В частности, это очень важное и перспективное для Института направление – цифровая экосистема ОИЯИ.

«Как и в прошлом году, весной, в апреле, мы проведем еще одну школу: подведем итоги, и те, кто выбрал тему, расскажут о своих результатах. Это будет очень полезно, поскольку у ребят останется еще время, чтобы скорректировать свою работу. Подобный опыт поможет более качественно завершить обучение», – заключил Владимир Кореньков.

Работа первого дня Школы стартовала с доклада Владимира Кекелидзе. Он рассказал слушателям Школы об истории создания ОИЯИ, о структуре Института, основных достижениях последних лет и направлениях исследований. Более подробно вице-директор ОИЯИ остановился на базовых проектах, в частности представил участникам флагманский проект: ускорительный комплекс NICA.

Программу первого дня Школы продолжил доклад Владимира Коренькова об ИТ-инфраструктуре Института и основных проектах, реализуемых ЛИТ. Затем директор ЛИТ Сергей Шматов рассказал о наиболее актуальных в настоящее время задачах в области физики элементарных частиц.

Александр Бугай, директор Лаборатории радиационной биологии, представил доклад, в котором отразил ключевую роль информационных технологий в развитии наук о жизни, в частности в задачах, решаемых в ЛРБ.

Приглашенный лектор, профессор кафедры компьютерного моделирования и многопроцессорных систем Санкт-Петербургского государственного университета, Александр Дегтярев рассказал о процессе создания, развития и использования виртуальной лаборатории для обеспечения высокопроизводительных вычислений.

Геннадий Ососков, профессор, главный научный сотрудник ЛИТ, ученый, который стоял у истоков создания и использования алгоритмов машинного обучения в ОИЯИ, поделился опытом применения различных методов к задачам физики высоких энергий.

Заместитель директора Учебно-научного центра ОИЯИ Александр Верхеев познакомил студентов с образовательными программами Института.

Вторая половина дня была посвящена одному из направлений Школы, а именно цифровой экосистеме (ЦЭС) ОИЯИ. Начальник сектора развития и сопровождения ЦЭС, Сергей Белов рассказал о разработке системы, объединяющей различные информационно-функциональные модули научной, организационной, административной и сервисной деятельности Института. Алексей Приходько, начальник группы сопровождения и администрирования ЦЭС, продемонстрировал функциональные особенности разрабатываемой системы, а старший научный сотрудник ЛИТ Константин Лукьянов представил студентам задачи, которые необходимо решать при создании и развитии веб-сайтов и веб-сервисов ОИЯИ.

Осенняя ИТ-школа ОИЯИ продолжит свою работу до 20 октября. Участники узнают о распределенных и высокопроизводительных вычислениях для подготовки, реализации и поддержки экспериментальных и теоретических исследований, проводимых в рамках крупных инфраструктурных проектов ОИЯИ. Ученые ОИЯИ расскажут о современных методах и технологиях обработки и анализа информации, а также о машинном обучении и искусственном интеллекте. Студенты узнают много интересного про поддержку и развитие Многофункционального информационно-вычислительного комплекса ОИЯИ. Еще одна задача Школы – познакомить участников с математическим моделированием, численными методами и алгоритмами для решения прикладных задач ОИЯИ. В программу школы также войдут практические занятия и хакатон по параллельным вычислениям.

В завершающий день будут проведены круглые столы по всем научным направлениям Школы, где ожидаются совместные дискуссии студентов и преподавателей по материалам лекций и занятий, а также по вопросам возможных тем выпускных квалификационных работ (ВКР) по направлениям исследований ОИЯИ.

Второй этап Школы — «Весенняя Школа по информационным технологиям ОИЯИ», на которой студенты будут представлять результаты совместных работ с сотрудниками Института по выбранным темам ВКР, планируется в апреле 2024 года.