Вспоминая основателей

Организация, 21 августа 2020

21 августа — это памятная дата в истории Объединенного института, в этот день в 1909 году родился Николай Николаевич Боголюбов, выдающийся российский ученый, широко известный во всем мире, один из «отцов-основателей» ОИЯИ, чей грандиозный вклад и в физику, и в математику невозможно переоценить. Н. Н. Боголюбов был основателем и первым директором Лаборатории теоретической физики ОИЯИ, а также директором Института в 1965 — 1989 годах.

Н. Н. Боголюбов внес основополагающий вклад в развитие статистической механики равновесных и неравновесных процессов, где им были получены многочисленные важнейшие результаты, ставшие в настоящее время классическими и носящие имя Боголюбова. Все эти методы и полученные в их рамках результаты нашли широкое применение в физике конденсированного состояния и квантовой физике, они лежат в основе решения важнейших проблем прикладной математической физики.

Выступая на прошлогодней конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Н. Н. Боголюбова, директор ОИЯИ академик Виктор Матвеев сказал:

Николай Николаевич Боголюбов достиг огромных результатов во многих областях науки. Он был математиком, механиком и, конечно, физиком в высоком смысле этого слова. Он создал математическую физику в том виде, как мы ее сегодня понимаем. Это очень тесное соединение общематематического и естественно-физического подходов, которые объединяют науку в одно целое. Я помню, когда учреждались комиссии по присуждению золотой медали и премии имени Боголюбова в Академии наук, то сразу четыре отделения выступили за то, чтобы их представители работали в этих комиссиях. Даже отделение физики атмосферы, которое использовало математические методы, предлагало своего представителя. Николай Николаевич соединил в себе очень многие знания и глубинный подход к математическим и общенаучным проблемам, который выделяет его из целого ряда крупных ученых. И, наверное, такие люди рождаются раз в сотни лет. Он действительно оказал огромное влияние на развитие физики, математики, механики в их единстве — и в мире, и в нашей стране, и в нашем Институте, которому он отдал, может быть, лучшие годы жизни для создания своей школы.