32-я компьютерная школа прошла в новом формате

Образование, 01 сентября 2020

В этом году Международная (межрегиональная) компьютерная школа проводилась в необычном формате – онлайн. Это отразилось и на ее продолжительности, и на количестве участников проекта, и на форме их взаимодействия. Первый опыт по проведению онлайн МКШ показал, что не все получилось, как планировалось…

Было решено ограничить продолжительность каждого проекта Школы до 5-6 дней для того, чтобы не перегружать в летнее время детей сидением за компьютером. В условиях ограничений, связанных с пандемией, это было оправдано. В результате, несмотря на упрощение целей и задач каждого исследования, предложенного детям, не все проекты были выполнены в срок, и их пришлось продолжить.

Практически во всех проектах схема работы была такой: в первой половине дня в режиме видеоконференции (в основном использовалась платформа Zoom) проводилось общее онлайн обсуждение хода работ и намечались задачи текущего дня. Во второй половине дня участники проектов самостоятельно проводили эксперименты, выполняли задания, обрабатывали материалы, писали программы. Если при этом им требовалась помощь, то ее онлайн оказывали наставники. В каждом проекте их работало минимум двое.

Всего в Школе участвовало 23 слушателя (из них 3 девочки) и 13 наставников и ассистентов. Было заявлено 8 проектов, 6 из которых успели завершиться в срок, и подготовлены отчетные материалы к итоговой конференции (два проекта в ограниченном формате продолжались до конца августа). Средний возраст слушателей – 12 лет. В этом году география Школы ограничилась городами Москва, Долгопрудный, Дмитров и Дубна. Почти все слушатели МКШ представляли образовательные группы или учреждения, регулярно участвующие в мероприятиях ОИЯИ для школьников. Главной отличительной особенностью данной Школы стало активное участие в ней некоторых родителей, которые на этапе видеосъемок или конструирования помогали своим детям. Это в результате дало родителям уникальную возможность «заглянуть за кулисы» проектного обучения исследовательской деятельности.

В конце проведенного исследования в каждом проекте была организована своя мини-конференция, которая записывалась на видео. На общей конференции были последовательно запущены все видеоотчеты, участники конференции задавали вопросы. В итоговой конференции приняло участие 20 слушателей и наставников. Итоговую конференцию можно посмотреть на сайте МКШ по ссылке: http://mksh.ru/news/2020/08/19/itogi-mksh-32.

В проекте «Кристаллы» (руководители проекта Наталья Игоревна и Николай Морозовы) слушатели изучали возможность выращивания кристаллов «на кухне», в домашних условиях, выясняли ключевые факторы, влияющие на скорость роста и форму. Цель проекта с точки зрения участника: вырастить кристаллы и выяснить, почему они такие красивые. Цель проекта с точки зрения руководителя: становление и развитие экспериментальных навыков (работа с весами, мерной посудой, растворами); развитие представлений о симметрии и геометрического воображения вообще; формирование связей между первичными характеристиками вещества (строение атомов и молекул) и свойствами вещества (температура плавления, растворимость, форма кристаллов…).

Проект «Тайные послания» (руководители Андрей Владимирович Юдин и Евгений Ким) был связан с основами криптографии. Цель проекта с точки зрения участников: создать собственный шифр. В ходе проекта, начав с известной истории про пляшущих человечков, участники познакомились с 5 шифрами и азбукой Морзе, создали свой собственный шифр на базе конструктора Лего, получили навыки взлома шифра простой подстановки.

Фото 3. Лего-шифр

Проект «Парашют» (руководители – Алексей Любомирович Гибинский, Павел Львович Лучинин, Петр Дмитриевич Ширков) был направлен на введение участников в мир экспериментальной физики, что и являлось ведущей целью руководителя. Цель проекта с точки зрения слушателей была связана с необходимостью сконструировать парашют, обеспечивающий мягкую посадку куриного яйца на твердую поверхность. Для этого ребята спланировали и провели серию экспериментов, связанных с определением предельно допустимой высоты падения куриного яйца, определения законов кинематики. Процесс свободного падения тел снимался на фоне мерной ленты на видео и обрабатывался по кадрам. Результатом такой пропедевтики экспериментальной физики стала оценка необходимой площади парашюта. К всеобщему восторгу и детей, и наставников, и родителей летные испытания прошли успешно.

В проекте «Франкенштейн» (руководители проекта Анастасия Сергеевна Марченко и Юрий Андреевич Зеленков) слушателям потребовалось проявить фантазию для того, чтобы создать прототипы биокибернетических систем, улучшающих функционал человекоподобных систем. При этом целью проекта с точки зрения наставника было изучение слушателями основ физиологии. Каждый слушатель не только предложил свой вариант «Франкенштейна», но и смог обосновать его преимущества. Тут и трехкамерное сердце, и человек с двумя печенями и легкодоступной «внешней памятью».

Целью проекта «Системы устного счета» (руководители Сергей Игоревич Никифоров и Сергей Николаевич Сергеев) была попытка спроектировать и создать компьютерную среду для обучения школьников быстрому счету без использования счетных устройств. В качестве основного математического инструмента использовались формулы сокращенного умножения. В качестве среды разработки применялся Python.

Фото 9.

Проект «Автономный автомобиль» (руководители Николай Николаевич Кутрухин, Владислав Кузьмин) был связан с созданием системы технического зрения для беспилотного автомобиля. Система должна была научиться «распознавать» полотно дороги на основе картинки, которую «принимают» бортовые камеры, и на основе текущего положения автомобиля выдавать управляющие воздействия на силовые агрегаты.

Фото 10.

Петр Ширков, научный руководитель МКШ