Он заложил основы Института, города, Лаборатории

Новости, 24 сентября 2025

17 сентября в Лаборатории информационных технологий ОИЯИ состоялся мемориальный семинар в честь 115-летия со дня рождения Михаила Григорьевича Мещерякова – одного из отцов-основателей ОИЯИ, руководителя строительства первого в СССР крупного ускорителя – синхроциклотрона на энергию 680 МэВ, организатора Лаборатории вычислительной техники и автоматизации. Под его руководством строился и развивался город Дубна.

Михаил Григорьевич – первый директор и научный руководитель Гидротехнической лаборатории АН СССР и образованного на ее основе в 1953 году Института ядерных проблем АН СССР, ставшего Лабораторией ядерных проблем ОИЯИ. В 1966 году он возглавил работы по созданию новой Лаборатории вычислительной техники и автоматизации ОИЯИ, которой впоследствии руководил на протяжении 22 лет. В 2000 году ЛВТА была переименована в Лабораторию информационных технологий, а в 2021 году получила имя своего основателя – М. Г. Мещерякова.

«Сегодня значимый день в жизни нашей лаборатории, Института, города Дубны и российской науки, – открыл семинар директор ЛИТ Сергей Шматов. – Мне хотелось бы поприветствовать родных и близких Михаила Григорьевича, его коллег и всех тех, кто бережно хранит о нем память и своей ежедневной работой приумножает его научное наследие».

«Михаил Григорьевич Мещеряков – человек-легенда, о котором можно говорить бесконечно, ученик Курчатова, основатель города и один из создателей нашего Института. Город начинался с него, с той самой Гидротехнической лаборатории, которую ему было поручено возглавить. Перед этим он участвовал в первых ядерных испытаниях, открыл путь в Америку, сотрудничая с американскими институтами, был одним из первых энтузиастов внедрения в ОИЯИ вычислительной техники и автоматизированной обработки экспериментальных данных», — напомнил о роли и значимости фигуры ученого для ОИЯИ и Дубны вице-директор Института Владимир Кекелидзе.

Заместитель научного руководителя ЛИТ Татьяна Стриж представила вниманию слушателей доклад «М. Г. Мещеряков. К 115-летию со дня рождения».

Она отметила, что при образовании ЛВТА остро стоял вопрос о руководстве новой лаборатории. Во главе должен был встать инициативный человек, который понимал совершенно новые на то время задачи, стоявшие перед лабораторией – задачи автоматизации обработки экспериментальных данных и обеспечения внешних каналов связи между машинами и измерительными центрами лабораторий ОИЯИ. Энергичность, открытость новому и организаторский талант Михаила Григорьевича позволили выполнить все эти задачи. Важную роль в этом сыграл тот факт, что во время командировки в США в 1946-47 годах М. Г., как называли ученого все, и даже в семье, слушал лекции Норберта Винера, «отца кибернетики». Заместителем Мещерякова был Николай Николаевич Говорун – ученый, с которым у М. Г. сложился прекрасный научный тандем.

Параллельно с руководящей работой М. Г. занимался любимой наукой. Во время руководства сектором ЛЯП его группа сделала открытие, зарегистрированное в реестре СССР в 1979 году: «Явление прямого выбивания дейтронов из атомных ядер нуклонами высоких энергий» c приоритетом 1957 года. Михаил Григорьевич очень ответственно относился к тому, что делает, и дождался подтверждения результатов экспериментов своей научной группы, по этой причине открытие было зарегистрировано лишь в 1979 году.

«Михаил Григорьевич был непревзойденным рассказчиком, его руки были как у дирижера оркестра. Он был активным участником научных конференций и сессий Ученого совета ОИЯИ. Когда он проводил экскурсии для выдающихся ученых мира, которые приезжали с визитом в Объединенный институт, он умел рассказать обо всем артистично, красиво и всегда очень интересно», — отметила Татьяна Стриж.

М. Г. Мещеряков много лет читал лекции как профессор МГУ, бесчисленное количество кандидатов и 10 докторов наук защитилось под его руководством. «Мне посчастливилось слушать его лекции, защищать диплом на его кафедре, сдавать ему кандидатские экзамены. Когда я защищала диплом, он говорил: «Это сложно, рассказывайте, как рассказывали бы своей пятилетней дочери, на яблоках», — вспоминает Татьяна Стриж.

Воспоминания родных и коллег

«Эйнштейн сказал: „Политика преходяща, а формулы вечны“. Формулы вечны, потому что мы помним, кто их создал. Теперь лаборатория его имени – это память о нем», — подчеркнула племянница Михаила Григорьевича Галина Мещерякова.

На семинаре состоялась демонстрация фильма «Легенды науки. Михаил Мещеряков», автором которого является внук М. Г. Мещерякова Иннокентий Иванов, телеведущий, сценарист и режиссер, лауреат премии Союза журналистов «Золотое перо России». Фильм для телеканала «Культура» был приурочен к столетию Михаила Григорьевича, в последствии в него были внесены некоторые изменения.

«В прошлом году была издана книга к столетию Радиевого института. Я обратил внимание на план научных мероприятий на предвоенный год, где были расписаны ответственные за определенные темы. Другие руководители отвечали за один вопрос, а у Михаила Григорьевича было целых три – это говорит о том, что он был человеком действительно неуемной энергии и огромных знаний. Поэтому память о нем должна сохраняться. Сегодня в Дубне я пришел к памятнику деду, и прохожие, в основном пожилые люди, говорили мне только добрые слова о Михаиле Григорьевиче. Очень хотелось бы, чтобы подрастающее поколение не думало, что наука началась сейчас. Есть фундамент. И этот фундамент – Михаил Григорьевич», — обозначил Иннокентий Иванов.

«Я была младшей в семье и о многом не успела его спросить. В первую очередь я приходила к нему как к любимому дедушке. Только по окончании школы я начала осознавать, что живу в семье великого человека», — поделилась воспоминаниями внучка Михаила Григорьевича Дарья Абишева.

Главный научный сотрудник ЛИТ Геннадий Ососков познакомился с М. Г. в 1961 году. Большое впечатление на него произвело то, как Михаил Григорьевич выступал оппонентом на защите одной из кандидатских диссертаций в Институте. «Я увидел человека очень примечательной внешности и поведения. Он не читал заключения по бумажке, а вольно ходил, смотрел, закатывал глаза, вел себя как артист и обращал на себя внимание, от него было нельзя оторвать глаз. Он рассказывал, почему эта диссертация важна. Это было очень интересно, потому что он был физик-экспериментатор, а диссертация была в большей степени по вычислительной математике. Тем не менее, он во всем разобрался и рассказал все так, чтобы все поняли суть», — отметил Геннадий Ососков.

Геннадий Ососков рассказал о командировке в Германию, где столкнулся с незнанием английского языка, преодолевал это незнание и писал регулярные отчеты Михаилу Григорьевичу, который наблюдал за работой молодого ученого и поддерживал его. В дальнейшем опыт, полученный в командировке, способствовал его профессиональному росту.

«Это было общей линией отношения Михаила Григорьевича к молодым людям. Когда он создавал ЛВТА, то поступил точно так же, как когда строил Гидротехническую лабораторию. Собрал специалистов со всего Союза и объяснил им, что надо делать. Он мог понять большую задачу и собрать для нее всех людей, которые могли ее решить. Мы были невероятные энтузиасты, нам было жутко интересно, и этот энтузиазм первых дней до сих пор еще во мне остался. Михаил Григорьевич относился ко всем, с кем имел дело, без фамильярности. Он приглашал нас к себе домой. Его человечность, харизма и артистизм – замечательные качества личности, которые сделали его великим человеком, позволили добиться того, что он сумел здесь сделать, и оставить о нем добрую память», — заключил Геннадий Ососков.

Александр Карлов, заместитель директора ЛВТА ОИЯИ в 1973–83 годах, вспоминал об участии М. Г. в учениях на атолле «Бикини». Он рассказал, что именно благодаря энтузиазму директора ЛВТА Мещерякова появилось здание ЛИТ с оригинальной архитектурой, самое большое в Институте. Александр Карлов подчеркнул, что Михаил Григорьевич активно развивал сотрудничество с другими институтами и государствами-членами ОИЯИ.

«Сегодня речь идет о человеке не только могучем, знаменитом, но и очень добром. Я это могу сказать на основании того, что 10 лет работал с ним бок о бок. Контакты с ним очень обогащали меня, и только спустя годы я начал понимать, насколько. И я же был свидетелем того, что за всей строгостью, твердостью скрывался очень душевный человек. В минуты неофициального общения он вдруг иногда улыбался, и это была, можно сказать, даже детская улыбка», — заключил Александр Карлов.

Нелля Ширикова работала в вычислительном центре ОИЯИ, ставшим одним из основополагающих элементов, на которых была сформирована ЛВТА. Она рассказала о Михаиле Григорьевиче как о родителе своей ученицы и старшем коллеге. «Я была очень рада, когда он стал нашим директором, потому что это был человек, у которого было очень много энергии и возможностей. Все вопросы он решал сразу», — подчеркнула Нелля Ширикова. Она вспомнила, как к 70-летнему юбилею начальника в городе невозможно было купить цветы, и в результате на свой праздник М. Г. получил 50 роз и 70 гвоздик, привезенных служебной машиной из Клина.

«Очень приятно, что в лаборатории помнят отцов-основателей, нужно, чтобы эта традиция продолжилась и на следующих годовщинах. Михаил Григорьевич был серьезным, большим человеком, который остается в памяти у всех, особенно у тех, кто с ним работал», — отметил ведущий научный сотрудник Лаборатории нейтронной физики ОИЯИ Валентин Приходько, ранее руководивший сектором ЛВТА.

В заключительном слове научный руководитель ЛИТ Владимир Кореньков вспомнил о последней встрече с М. Г. на сессии Ученого совета ОИЯИ. Михаил Григорьевич был уже лишен привычной энергии, но, превозмогая плохое самочувствие, все равно пришел на заседание. До последних дней он думал об Институте, развитию которого посвятил жизнь.

Память об ученом и организаторе науки Мещерякове выходит за пределы Объединенного института. «После кончины Михаила Григорьевича мы активно занимались тем, чтобы память о нем с каждым годом все больше укреплялась и распространялась. И сотрудники, и многие другие ученые все больше проникаются величием этого человека. Мы хотели бы, чтобы светлая память о нем в нашей лаборатории передавалась из поколения в поколение, и чтобы живы были те традиции, которые закладывали наши отцы-основатели», — подчеркнул в заключение семинара Владимир Кореньков.