Леонид Петрович Зиновьев, его дело и наследие

Новости, 15 апреля 2022

На апрель этого года в ОИЯИ пришлись сразу два замечательных юбилея: 65 лет со дня пуска синхрофазотрона и 110 лет со дня рождения Леонида Петровича Зиновьева, одного из разработчиков синхрофазотрона, соратника выдающихся физиков А. И. Лейпунского и В. И. Векслера.

В 1934 году уроженец Волоколамска Леонид Зиновьев окончил вечерний рабфак и поступил в Московский энергетический институт (МЭИ), который окончил в 1940-м и был распределен во Всесоюзный электротехнический институт (ВЭИ). 17 июня 1941 года Зиновьев был мобилизован в воинскую часть, дислоцированную в пригородной зоне Ленинграда.

«В пятницу 20 июня поехали на маневры, а 22 июня — война! Эти суровые дни мне никогда не забыть…» — рассказывал Зиновьев.

Всю Великую Отечественную войну Зиновьев прослужил командиром электротехнического взвода в авиационной части, был удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени и награжден медалями, отразившими этапы его боевого пути: «За оборону Ленинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». А после 9 мая администрацией маршала Г. К. Жукова Зиновьев был назначен советским уполномоченным на машиностроительном заводе «Saxoniswerke» в Дрездене. Лишь в мае 1946 года Зиновьев был демобилизован, что позволило ему вернуться на Родину и в науку.

В 1947-1949 годах он работал в Лаборатории «В» в поселке Обнинское (нынешний город Обнинск) над проектом первого в СССР синхрофазотрона. С этой целью, по указанию А. И. Лейпунского, Зиновьев построил действующую модель синхрофазотрона на энергию 180 МэВ. Ее разместили на территории Физического института Академии наук (ФИАН) в Москве в специальном здании высотой с двухэтажный дом. 2 мая 1949 года руководителем этого проекта был назначен член-корреспондент АН СССР В. И. Векслер, автор принципа автофазировки. Лейпунскому предложили стать заместителем Векслера, но он отказался. В начале 1951 года все работы по модели синхрофазотрона, включая монтаж оборудования, наладку и комплексный ее пуск, Векслер возложил на Зиновьева, бывшего единственным ускорительщиком-экспериментатором в его команде. Чтобы модель заработала, пришлось преодолеть множество непредвиденных технических трудностей. И когда в 1953 году это удалось, Векслер сказал: «Ну, все! Иваньковский синхрофазотрон работать будет!».

На снимке С. В. Мухин, Барвих (ГДР), В. И. Векслер, И. Н. Семенюшкин, Л. П. Зиновьев . Декабрь 1963г. Фото: ©НИИЯФ МГУ

Подчеркнем, что речь шла о том самом синхрофазотроне на 10 ГэВ, закладка которого состоялась в 1951 году на месте его нынешнего расположения. Города Дубна тогда еще не было, засекреченный поселок физиков фигурировал в документах как Жилпоселок, а ближайшим незасекреченным населенным пунктом была деревня Ново-Иваньково. В 1953 году на базе строящегося синхрофазотрона создали Электрофизическую лабораторию АН СССР (ЭФЛАН). Ее директором назначили В. И. Векслера.

Конечно, и с большим синхрофазотроном не все было гладко. Ускорительщики очень долго не могли получить бетатронный режим, без которого пуск невозможен. И именно Зиновьев в ответственный момент понял, что надо сделать, чтобы вдохнуть жизнь в синхрофазотрон. Бетатронный режим был достигнут в течение полугода. И эксперимент наконец-то увенчался успехом. 15 марта 1957 года дубненский синхрофазотрон заработал, а 11 апреля 1957 года был дан старт первому физическому эксперименту, о чем в тот же день сообщила всему миру газета «Правда» (статья В. И. Векслера). К тому моменту энергия ускорителя, постепенно поднимаемая со дня пуска, превысила энергию 6,3 ГэВ лидирующего в то время американского синхрофазотрона в Беркли. «Есть 8,3 миллиарда электронвольт!» — сообщали центральные газеты.

С 1957 по 1988 годы Зиновьев был руководителем отдела синхрофазотрона Лаборатории высоких энергий ОИЯИ. После утраты синхрофазотроном в конце 1960-х годов первенства в мире по энергии протонов он под руководством и при непосредственном участии Л. П. Зиновьева был преобразован в первый в мире ускоритель релятивистских ядер и поляризованных дейтронов. Что создало практическую основу для развития нового научного направления — релятивистской ядерной физики, и послужило стартовой площадкой для принятия судьбоносных решений о создании сначала Нуклотрона (при жизни Л. П. Зиновьева), а затем и ускорительного комплекса NICA.

Л. П. Зиновьев поздравляет проф. В. П. Саранцева с юбилеем.

Скончался Леонид Петрович 30 мая 1998 года. Был похоронен в Дубне — городе, ставшем для него родным.