Проекты XXI века

Новости, 25 апреля 2019

Репортаж Еженедельника ОИЯИ

Очередной выезд корреспондента на стройплощадку NICA в этот раз был ознаменован важным событием – получением положительного заключения государственной экспертизы на откорректированную проектную документацию и результаты инженерных изысканий по объекту NICA. Поэтому сначала представители проектной организации главный инженер ЗАО «Комета» Николай Делов и главный инженер проекта Василий Кожанов рассказали о том, какая работа предшествовала этому событию. А после этого заместитель главного инженера ОИЯИ Андрей Дударев, заместитель начальника ОКС Юрий Баландин, руководитель проекта по инженерным системам Мусабег Магомедов (АО «Штрабаг») провели традиционную «экскурсию» по объекту.

Фото с квадрокоптера Константина Шевченко

Экспертиза – съесть пуд соли, и не один раз

NICA классифицируется как объект использования атомной энергии. Проектная документация такого объекта подлежит государственной экспертизе. Чтобы понять, как и для чего это делалось, первый вопрос Николаю Делову, который работает с ОИЯИ с 1984 года, – о том, с чего все начиналось.

– Мы являемся генеральными проектировщиками этого объекта, – рассказывает Николай. – Основные разделы проекта выполняются нашими специалистами, для некоторых мы привлекаем на субподряд специализированные проектные организации.

В 2008 году нас пригласили в ОИЯИ обсудить возможность организации проектных работ по созданию в Институте нового ускорительного комплекса. В то время у заказчика еще не сложилось конкретной идеи. Было предложение разместить этот ускоритель в существующем 205-м здании. Длина ускорителя тогда планировалась около 200 метров. Постепенно, развивая идею этого комплекса, физики пришли к решению возводить комплекс с каналами вывода пучка из здания № 1 Нуклотрона. Мы разработали проектную документацию, и в 2013 году с первого раза получили положительное заключение государственной экспертизы.

– Известно, что уже после начала строительства проект дополнялся и переделывался. Что именно изменилось?

– Изменился вес детектора MPD, вырос до 1300 тонн. Павильон для детектора SPD было решено строить из расчета на такую же нагрузку. Добавился ряд помещений, соответственно выросли площади. Поэтому в 2018 году было принято решение выполнить корректировку проектной документации и повторно проходить государственную экспертизу. И в этом году это удалось сделать снова с первого раза. Это значительное достижение, потому что наш опыт показывает, что надо съесть, как говорится, пуд соли, чтобы получить положительное заключение. С одной стороны, надо доказать экспертам свою правоту, с другой, по ряду позиций выполнить их требования. Например, нужно было проверить влияние нового строительства, котлована павильона MPD, на угол здания корпуса 1А. Ведущий научно-исследовательский институт НИИОСП имени Н. М. Герсеванова просчитал возможную теоретическую осадку. Получилось 1 миллиметр, а по нормам не больше 30 мм.

Николай Делов и Василий Кожанов

– Какова процедура прохождения экспертизы?

– Я бы разделил ее на две части, – рассказывает Василий Кожанов. – Первая – подача документов. Это заняло довольно много времени, с сентября по декабрь прошлого года, пока были сняты все вопросы экспертизы по комплектности документации. Перед Новым годом ОИЯИ заключил договор на проведение экспертизы и начался второй этап – работа экспертов.

– Николай Иванович, как проходит этот ответственный этап?

– Получив документацию, ведущий эксперт распределяет проверку по разделам. Эксперты по каждому разделу пишут свои замечания. После этого в течение 10 дней мы должны их рассмотреть и ответить на все замечания. Срок небольшой, особенно для таких сложных проектов, как коллайдер NICA. И здесь не все зависит от нас, иногда надо обращаться в администрацию города, энергослужбы, областные организации. Особенно хочется отметить, что заказчик, Объединенный институт, со своей стороны проявил хорошую организацию и оперативность. Все вопросы, которые необходимо было решать вместе с заказчиком, решались очень быстро. Сегодня вопрос – завтра ответ. Работали дружно. И благодаря этой совместной работе получился такой результат. По нашему опыту работы, не все заказчики и не всегда относятся так доброжелательно и заинтересованно к прохождению экспертизы.

– И сколько было дано замечаний? Можно их как-то посчитать?

– В нашем случае это было 50 страниц, – говорит В. Кожанов. – По каким-то разделам вообще не было замечаний. Энергоэффективность, например, или безопасность эксплуатации. По подъему транспортного оборудования был один вопрос. А, скажем, эксперт по конструктиву и обследованию зданий написал замечаний на 8 страниц. Часть вопросов были взаимосвязаны, при решении одного автоматически решался другой. Для некоторых вопросов потребовались дополнительные объемные расчеты и вычисления. Например, в 2016 году поменялся такой норматив, как снеговая нагрузка, пришлось пересчитывать строительные конструкции. В итоге последние дни перед сдачей пакета ответов на замечания и документации наши специалисты работали почти круглосуточно.

– Василий Александрович, когда велась проектная работа, – ведь в России не возводилось подобных сооружений лет 25, – с чем были связаны основные трудности?

– Основная трудность в том, что оборудование самого коллайдера не типовое. Его и до сих пор окончательно не разработали. Пока делали проект в общем, было все понятно. А когда начали готовить конкретную документацию, стали возникать вопросы – куда что подводить, как это крепится, какие должны быть опоры с точки зрения конструктива и так далее. И если бы мы ждали окончательного варианта разработки, здесь до сих пор был бы лес. Второй момент – сложные геологические условия, жесткие требования по устойчивости оборудования, поэтому применялись длинные сваи, которые с трудом погружали до проектной отметки. Приходилось много времени тратить на подбор технологии, способов погружения. И, конечно, не то чтобы мешало, но не способствовало продвижению, – это новые научные идеи, связанные с изменением проекта. Мы это все понимаем, но, с точки зрения проектирования, приходится останавливаться, возвращаться, доделывать и переделывать.

– Здесь оборудование уникальное, к тому же, – добавляет Н. Делов. – Оно должно разрабатываться так, чтобы к моменту окончания строительных работ можно было его привезти, смонтировать и, как мы говорим, «обвязать» – то есть подвести энергию, тепло, коммуникации и т. д. Это не просто здание, это физический инструмент, с помощью которого физики потом будут работать не один десяток лет. Проект не сложный в строительном исполнении. Но он сложен в технологии самого оборудования и того процесса, который будет здесь происходить.

***

Заключение экспертизы – это не пара листков с печатями. Оно сброшюровано в увесистую книгу, в которой задокументировано согласие экспертов по всем направлениям. Такой солидный «паспорт» для NICA был получен в начале апреля. И только те, кто проводил изыскания, готовил справки, расчеты, чертежи, оформлял допуски и согласования, знают, сколько человеческих сил и энергии содержат эти страницы. Редакция присоединяется к поздравлениям дирекции ОИЯИ и руководителей проекта. Желаем дальнейших успехов коллективу проектировщиков!

Одна из причин повторного прохождения экспертизы – кабельная эстакада, которая по проекту 2013 года должна была быть демонтирована.

На стыке зданий, на стыке времен

На площадке мы каждый раз вспоминаем, как изменился ландшафт с момента последнего посещения. Котлованные, земляные работы, траншеи, трубопроводы, дренаж – тогда часто упоминали понятие «пятно застройки», машину оставляли за забором, шли пешком. Приямки, бетон, фундамент, дороги – стали обозначаться контуры павильона MPD и кольца коллайдера, появилась строительная дорога. Возведен туннель и здания – системы электронного охлаждения и детекторов, бетонные стены стали обрастать металлоконструкциями. Сейчас это уже лабиринт с новыми переходами, галереями. Металлоконструкции стали покрываться кровлей, вот-вот выйдут на объект монтажники фасадов. Пройдет не так много времени, и работы переместятся внутрь помещений.

Пешеходный переход для обслуживающего персонала с одной стороны кольца на другую, которого не было в проекте 2013 года

– Итак, что же изменилось за полгода из того, что не всегда видно на площадке?

– Мы продвинулись к существующим зданиям – корпусам №№ 1 и 205, – отвечает руководитель строительства по инженерным сетям Мусабег Магомедов. – При вскрытии котлована необходимо было заменить и перестроить старые сети. Для этого проектная организация выпустила новый проект дренажа. Также там находились помещения старой вентиляционной камеры, которые обеспечивали воздухообмен в здании синхрофазотрона. Соответственно была переделана дренажная сеть в районе старого измерительного павильона. И сейчас готовится помещение под вентиляционные камеры для того, чтобы мы заменили оборудование. Кроме того, подбираются подрядчики для строительства пяти трансформаторных подстанций, системы холодоснабжения (как инженерного, так и технологического оборудования), вентиляции и энергоснабжения здания. Как только будет достигнута строительная готовность, мы начнем строительство инженерных систем специализированными компаниями, с которыми ведутся переговоры, включающие в себя договоренности по организации работ (при необходимости) в две смены.

В тоннеле в ближайшее время предстоят работы по устройству бетонного пола, в котором пройдут каналы коммуникаций, а также работы по изготовлению и монтажу подкрановых балок для подъемного оборудования.

Здание СЭО изнутри – это зал 18 метров высотой, и пока в нем хозяйничает только мощная акустика. Здесь будет создана разборная железобетонная защита из двух рядов плит. Бетон сделан на щебне из гранита, чтобы обеспечить необходимые защитные функции. Монтироваться оборудование будет установленным у потолка 10-тонным краном.

Над павильоном MPD подрядная организация из Краснодара монтирует кровлю. В ближайшие недели компания из Новосибирска выйдет на монтаж фасадов.

– Еще нам нравится в Дубне то, чего не было на других стройках, – говорит Н. Делов. – Компания «Штрабаг», заканчивая работы на каком-то участке, после этого тщательно убирает территорию от строительного мусора, ненужных конструкций. Посмотрите, стройка в разгаре, а на площадке приятно находиться.

Защитные стены MPD железобетонные, от 2 до 3 метров толщиной. С 22 апреля начались работы по монтажу 80-тонного крана для сборки детектора MPD.

– Этот кран изготовлен по нашему заказу компанией «Уралкран», – рассказывает Андрей Дударев. – Основное требование к нему – малая скорость подъема, для того чтобы монтировать детектор MPD. Из Чехии кольца для детектора, вы видите, уже доставлены к месту монтажа. В сентябре планируется доставка магнита из Италии. Это будет связано с навигацией, перевозить его будут по воде до Дубны. К этому времени должен быть установлен и введен в эксплуатацию кран, закрыт контур, в помещении должно быть тепло, определенная влажность и температура. Напротив строится симметричное помещение для детектора SPD. Сейчас закончены бетонные работы по приямку, дальше будут монтироваться металлические плиты на полу и так далее – по той же схеме, что и для MPD.

Монтаж крана для сборки детектора MPD. Фото Николая Топилина.

Место стыка тоннеля со старыми зданиями синхрофазотрона. До примыкания осталось около 40 метров. Расстояние небольшое, но работы много. По словам Н. Делова, самые сложные места при проектировании и строительстве – под эстакадой и примыкание к 1-му корпусу. Сейчас здесь установлены дренажные сети, чтобы вода не попала в зал Нуклотрона.

Путь к старому зданию строителям преграждал кабельный канал, заполненный сетями. Обойти его было невозможно. Новое проектное решение предусматривает демонтаж этого кабельного канала и постройку нового. В теле нового фундамента проложат 112 коммуникационных труб, в которых будут размещены кабели.

На стыке зданий установлены новые дренажные колодцы

И уже на выходе, двигаясь к новой проходной, Юрий Баландин показал еще один объект: «Идет монтаж теплосети. Это вторая часть проекта, первая была реализована в 2015 году. Необходимость возникла в связи с изменением проектных решений, общая нагрузка увеличилась в разы. Поэтому строим дополнительные сети, через которые будет подаваться тепло в наши строящиеся здания».

– Эта теплосеть нам необходима уже к сентябрю, для того чтобы в павильоне MPD организовать теплоснабжение, – добавляет М. Магомедов. – У нас в новом здании предусмотрено четыре индивидуальных тепловых пункта (ИТП). Данная тепловая сеть прокладывается на территорию площадки с Восточной котельной и делится на две части. Одна строится в сторону SPD, там предусмотрены два индивидуальных тепловых пункта. Другая часть строится в сторону MPD, там тоже предусмотрено два индивидуальных тепловых пункта. Одновременно на этой теплосети предусмотрена еще распределительная тепловая камера, от которой будет строиться линия трубопроводов для будущего здания Центр NICA.

А. Дударев, Н. Делов, М. Магомедов, В. Кожанов, Ю. Баландин.

И еще несколько цифр и фактов по строительству:

  • Объем железобетонных конструкций – 54 000 м3. Выполнено 44 000 м3
    (81,5 %).
  • Объем металлических конструкций – 2200 тонн. Выполнено 750 тонн (34 %).
  • В строительно-монтажных работах занято 5 субподрядных организаций, 180 человек персонала.

Галина Мялковская, Еженедельник ОИЯИ
Фото автора